Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » Статьи » Бухгалтерский учет

Ремонты и техническое обслуживание основных средств

Каждое предприятие, имеющее на балансе основные средства, сталкивается с необходимостью нести расходы по их содержанию и поддержанию в рабочем состоянии. Эти расходы включают в себя и техническое обслуживание, и ремонт, и модернизацию. Для правильного отражения в учете очень важно правильно квалифицировать те или иные расходы. Попробуем разобраться, какие мероприятия относятся к техническому обслуживанию, а какие к ремонту или модернизации.
   
   
Что такое техническое обслуживание

   
   Техническое обслуживание- это операция или мероприятие, или комплекс операций или мероприятий, направленных на поддержание исправности или работоспособности основного средства. Проведение технического обслуживания не приводит к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта, а направлено на возможность использования объекта по назначению и получение прежних экономических выгод.
   
   На практике не всегда легко определить, куда отнести те или иные расходы, связанные с поддержанием объекта в рабочем состоянии: к ремонту или техническому обслуживанию. Помочь в этом вопросе может имеющаяся на предприятии техническая документация на основные средства. Если это станки или оборудование, в технической документации обычно прописываются необходимые мероприятия, связанные с обслуживанием. Перечень операций по техническому обслуживанию и ремонту дорожных транспортных средств содержится в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденного приказом Минтранса Украины от 30 марта 1998 г. № 102, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1998 г. под № 268/2708 ( далее – Положение). Положение регламентирует периодичность проведения различных видов технического обслуживания: ежедневного (ЕО), первого (ТО-1), второго (ТО-2), сезонного, а также примерный перечень операций, относящихся к тому или иному виду работ. В письме Министерства инфраструктуры Украины от 03.02.2012г № 1075/25/10-12 «О разъяснении термина «техническое обслуживание (ТО) автомобиля» приводится разъяснение о разграничении технического обслуживания и ремонта автомобиля. В частности, в письме говорится: «Выполненные работы относятся либо к техническому обслуживанию, либо к ремонту на основании перечней и порядка выполнения работ, регламентированных разработчиком ( производителем) дорожных транспортных средств и их составляющих и (или) по записям, разработанным в инструкциях по эксплуатации и ( или) в сервисных книгах, а также в нормативных документах. Если эксплуатационная документация дорожных транспортных средств отсутствует, отнесение выполненных работ осуществляется согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному приказом Министерства транспорта от 30.03.98 г. № 102, зарегистрированным в Министерстве юстиции 28.04.98 г. под № 268/2708».
   
   Что касается содержания зданий и сооружений, то перечень услуг по обслуживанию указан в «Примерном перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10 августа 2004 г № 150, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 21 августа 2004 г. № 150. Некоторые разъяснения содержатся также в письмах Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 26.01.2005г № 4/3-102 и Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г № 7/7-401
   
   
Бухгалтерский учет технического обслуживания

   
   В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 г № 318 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19 января 2000г. под № 27/4248, с изменениями и дополнениями, расходы на содержание и обслуживание основных средств, относятся:
   
   • в состав себестоимости готовой продукции (счет 23- по основным средствам, непосредственно используемым в производственном процессе);
   • в состав общепроизводственных расходов (счет 91- по основным средствам общепроизводственного назначения);
   • в состав административных расходов (счет 92- по основным средствам общехозяйственного назначения);
   • в состав расходов на сбыт (счет 93- по основным средствам, связанным со сбытом продукции);
   • в состав прочих операционных расходов (счет 94- по объектам социально-культурного назначения).
Ремонт и улучшение основных средств

   
   Ремонт- это комплекс мероприятий, направленных на восстановление исправности или работоспособности объекта основных средств. Ремонт может быть текущий и капитальный. Различие между этими видами ремонтов заключается в масштабности и целях ликвидации тех или иных неисправностей. Для правильности отражения в учете классификация видов ремонта не имеет значения. Поэтому и останавливаться на ней мы не будем. А вот отражение в бухгалтерском учете улучшения или модернизации основных средств может отличаться от отражения расходов на ремонт.
   
   Если модернизация, достройка, реконструкция объекта основных средств приводит к увеличению будущих экономических выгод, то имеет место улучшение объекта. Эти затраты должны быть капитализированы.Бухгалтерский учет ремонтов и улучшений

   
   Бухгалтерский учет ремонтов, улучшений регламентируется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 « Основные средства», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000г, № 92 и зарегистрированным в Минюсте 18 мая 2000г под № 288/4509 ( далее П(С)БУ 7). В соответствии с п.14 и 15 П(С)БУ 7 , первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта ( модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включается в состав расходов.
   
   Пункт 14 П(С)БУ 7, по сути, предусматривает альтернативный вариант учета ремонтных затрат, разрешая увеличивать стоимость основных средств на стоимость ремонта по правилам налогового учета.
   
   Свое решение об избрании метода учета расходов по ремонту основных средств, предприятие отражает в приказе об учетной политике.
   
   При проведении ремонтных работ, модернизации, часто возникает вопрос: а кто и как должен определять возможность получения или неполучения в будущем экономических выгод? В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003г № 561 сказано, что решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ (направлены они на повышение технико-экономических возможностей : модернизация, достройка, реконструкция объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, или направлены на поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования) принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов. В качестве примера приводится замена отдельных важных компонентов (частей) основных средств (двигателей и т.п.). Такая замена может быть отражена, как замена объекта основных средств, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования основных средств, к которым относится этот компонент. В таком случае замена компонента отражается капитальными инвестициями в приобретение нового объекта основных средств и списанием замененного объекта.
   
   Следует учитывать, что одни и те же работы по ремонту основных средств, в различных ситуациях могут быть отражены по-разному. Так, расходы на капитальный ремонт объектов основных средств, признаются расходами отчетного периода. Но такие расходы могут быть признаны и капитальными инвестициями, если цена приобретения актива уже отражает обязательство предприятия осуществить в будущем расходы для приведения актива в состояние, в котором он пригоден для использования. Например, в случае приобретения здания, требующего ремонта, расходы на ремонт увеличивают первоначальную стоимость здания.
   
   Рассмотрим порядок отражения ремонта основных средств на примерах.
   
   Пример 1. На предприятии имеется грузовой автомобиль, которым производится доставка товара покупателям. Был проведен ремонт этого автомобиля, который заключался в замене двигателя, поскольку по заключению экспертов ремонтировать старый двигатель было нецелесообразно. Первоначальная стоимость автомобиля составляет 400 000 грн. Сумма износа автомобиля на момент проведения ремонта составила 120 000грн. Стоимость нового двигателя и установки 75000 грн. По данным независимой экспертной оценки остаточная стоимость старого двигателя 20 000 грн. Сумма 10-процентного ремонтного лимита составляет 80 000 грн. Порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета представлен в таблице 1.
   
   Но прежде, чем приступить к отражению операций на счетах бухгалтерского учета, необходимо рассчитать, какая сумма износа ( из общей суммы износа автомобиля) припадает на двигатель:
   
   остаточная стоимость автомобиля 400 000-120 000=280 000 (грн);
   
   остаточная стоимость двигателя 20 000 (грн) – по данным экспертной оценки;
   
   поскольку отношение остаточной стоимости двигателя к остаточной стоимости автомобиля равно отношению износа двигателя к износу автомобиля, то сумма износа двигателя Х можно рассчитать так: 20 000: 280 000 = Х: 120 000;
   
   Х= (20 000 х 120 000) : 280 000 = 8571,43 (грн)
   
   
Таблица 1

   
№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, грн Налоговый учет,
Расходы
Д-т К-т
1 Списан износ, приходящийся на стоимость двигателя 131 105 8 571.43 -
2 Уменьшена стоимость авто на стоимость списанного двигателя 976 105 20 000.00 -
3 Отражены расходы на установку нового двигателя, как капвложения 152 631 62 500.00 62 500.00*
4 НДС в налоговый кредит 641 631 12 500.00  
5 Оплачена замена двигателя поставщику 631 311 75 000.00  
6 Двигатель введен в эксплуатацию, как отдельный объект учета О.С. 105 152 62 500.00  
   
   *Поскольку ремонтный лимит 80 000 грн, то вся стоимость ремонта в налоговом учете отражается в расходах на сбыт.
Категория: Бухгалтерский учет |
Просмотров: 5696 | Теги: ос | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2021
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика