Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Апрель » 26 » Украинскому бизнесу посвящается: "Вы не любите внутренний аудит? Да вы просто не умеете его готовить!"
09:31
Украинскому бизнесу посвящается: "Вы не любите внутренний аудит? Да вы просто не умеете его готовить!"

Украинскому бизнесу посвящается: "Вы не любите внутренний аудит? Да вы просто не умеете его готовить!"

Юрий Онофрийчук, Начальник отдела внутреннего контроля и аудита, Верес Фуд

90-е явили миру новый класс предпринимателей, который сложно вложить в существующие академические теории бизнеса и экономики. Класс, который приучился выживать и развиваться в условиях общенационального хаоса, который получил непробиваемый иммунитет от любых законодательных напастей и в результате всех метаморфоз самостоятельно определил тренд развития экономики, политики, культуры Украины на ближайшие полвека.

Разделяя на фазы развития и становления, об украинском бизнесе в данное время можно сказать, - «кидок» прошел успешно, капиталы накоплены, экстенсивные методы себя исчерпали, вступаем в фазу под лозунгами «Даешь! Эффективность, Качество, Контроль!».

Зарубежные компании, активно наполняющие украинский рынок в начале 21-го века, только подзадорили украинский бизнес и натуру украинцев, - «Хочу, чтобы как у соседа и даже лучше!».

Как нельзя, кстати, на помощь были готовы прийти целые  

армии, специально обученных лучшим мировым практикам, консультантов, аудиторов, проектных менеджеров. Что повлекло за собой, зачастую бесцельную трату миллионов, времени, нервов и т.д. Главное, чтобы «…лучше, чем у соседа!». И снова подтвердилась древняя, как мир истина, - рожденный ползать…

Но пытливый и желающий во всем разобраться и всем управлять мозг украинского бизнеса, пришел к предполагаемому заключению, - зачем мне кто-то извне, если можно «приручить» экспертов-консультантов, контролеров, аудиторов, растить их внутри, в конце концов! 

И тут началось, все рекрутеры кинулись «хантить» специалистов с западных компаний смежного бизнеса, консалтинга, аудита, все работо-поисковые сайты запестрили предложениями, одно интересней другого. В общем, завертелась машина по производству новой должности, в украинских компаниях, - «внутренний аудитор», или «внутренний контролер», или то и другое в симбиозе (детальней об этом, чуть ниже).

Но вот незадача, как правильно воспользоваться тем, о чем имеешь лишь смутное представление? Как наименее болезненно произвести «тюнинг» бизнеса новой функцией, чтобы не только все продолжало работать, но чтоб и быстрее, и качественнее, и дешевле?

Не разобравшись до конца, что есть что, и куда его правильно использовать, украинский бизнес либо начал отторгать эти функции как инородные тела, либо проглотил их и отложил, как ненужный жир, который может сгодиться лишь на «пожарный случай».

ОБХСС, КРУ, ОБЭП, ГНИ - эти и подобные им, грозно звучащие аббревиатуры, надолго предопределили образ таких хозяйственных функций, как внутренний контроль и аудит в понимании украинского бизнеса. Да и само слово контроль звучит как-то безапелляционно.

Ведь каждым профессионалом делались попытки, подать себя, свою функцию, в лучшем свете. Сколько презентаций на эту тему исписано, дабы донести иным управленцам, что «пришли с миром!», что, как и доктора, исповедуют правило «не навреди!». Как оказалось, лучшие мировые практики, зачастую оставались и остаются бессильными перед сложившимся стереотипом (…КРУ, ОБЭП…), - контроль, ревизия, аудит это зло, постоянно отвлекающее от непосредственных задач и сковывающие поле для маневров в ежедневной, и без этого всего, до чертиков рутинной работе. 

Не претендуя на эксклюзивность или новизну, предлагаю читателю, будь то мой коллега, его босс или любой иной работник компании, примеры определения места, целей, взаимодействий внутреннего аудита и внутреннего контроля. К слову, стоит отметить, что данные примеры были, не только приняты, но и поняты людьми, имеющими крайне отдаленное представление о бизнесе, в общем, и о контрольных процедурах в частности.

Итак, определение 1-е, а именно место и цель внутреннего аудита и внутреннего контроля в компании. 

I. Автомобиль – это  «компания», «бизнес-процесс», «отдельная операция». Водитель – это владелец, т.е. лицо, принимающее решения.

II. Дорожные знаки на пути автомобиля – это контрольные процедуры, которые внедрены либо в рамках системы внутреннего контроля (СВК), либо определены технологической необходимостью.

III. Т.к. не каждый водитель уделяет должное внимание дорожным знакам и выполняет их предписания, - существует «автоинспектор», он же (в данной ситуации) внутренний аудитор или служба безопасности. Конечно же, водитель-лихач может миновать автоинспектора или же сам инспектор может не среагировать вовремя (водителей то много). Но большинство таких «водителей» заканчивают свою гонку либо в кювете, либо на скамье подсудимых. Представьте, если из нашей импровизированной схемы, убрать пункты 2 и 3, что будет с вашими процессами и с компанией? 

Исходя из вышеизложенного, прежде чем принимать решение о необходимости внедрения структурированной и формализированной системы внутреннего контроля и/или найма профессиональных внутренних аудиторов, - владелец или ТОП-менеджмент обязан честно оценить количество «водителей-лихачей» в компании, а также быть однозначно тверд в решениях относительно установки «дорожных знаков».

Аудиторам, специалистам в сфере безопасности, всякого рода внутренним контролерам желающим взяться за установку «знаков» и за присмотр над «лихачами», необходимо быть, если не уверенными, то хотя бы предельно убежденными в том, что нанимающие их владельцы и ТОП-менеджеры понимают суть этой статьи, а соответственно, - место и функции внутреннего аудита и контроля. Если же это не так, то бегать вам, коллеги, за каждым украденным мешком картошки и «расследовать» внутренние интриги.

Хочется верить, что Вы, уважаемый читатель, не утратили интерес к теме и если это так, то у вас может возникнуть вопрос, - если мы определились с местом и целями внутреннего аудита и внутреннего контроля, то, как выглядит взаимодействие этих похожих по названию, но все же отличающихся по природе функций?

Определение 2-е, - взаимодействие внутреннего контроля и внутреннего аудита в обеспечении достаточной уверенности владельцев бизнеса и ТОП-менеджмента в «завтрашнем дне».  

      
Как показывает общеизвестная практика, 80% наемных работников, готовы пойти на умышленное или неумышленное, но в следствии сокрытое, преступление против собственности владельца бизнеса. Это, так называемые, ситуативные воры и мошенники, т.е. в определенных условиях этот контингент готов «взять» чужое. Что же это за условия?

Идя по улице и находя на тротуаре деньги, человек (честный, благонадежный), прежде чем положить эти деньги в свой карман обязательно осмотрится по сторонам, - не следит ли кто? И конечно же при пойманном укоризненно-пристальном взгляде ковыляющей сзади бабушки, у человека заговорит совесть и социальная сознательность. А вдруг бабуля, сообщит куда следует? Далее все зависит от того, насколько убедительно эта совесть будет говорить…

Приблизительно, то же самое происходит и с работниками в компании. Только вот роль бабушки должен сыграть внутренний контроль, который не даст возможность «унести» что-либо или «смухлевать» в чем-то, при этом оставшись незамеченным. Как правило, будучи пойманными,   ситуативные воришки-махинаторы, не склонны к рецидивам в будущем, но все же не стоит искушать. Этот класс работников по отдельности вряд ли нанесет существенный ущерб бизнесу, но в массе своей может быть крайне серьезным злом. 

Итак, если СВК на Вашем предприятии в состоянии заставить работников и ИТ-системы оглядываться и смотреть, сообщать и анализировать, то внутреннему аудиту останется в большей мере давать независимую оценку качества СВК. В подобном соединении вы если не искорените, то сделаете крайне ограниченными условия для большинства (80%) ситуативных вредителей.

Оставшиеся, 20%, состоят на половину из патологически-честных работников и профессиональных, не менее патологических, воров-мошенников. Что и как может сделать внутренний контроль и аудит против последних? А делать нужно обязательно, т.к. эти 10% запросто поставят ваш бизнес на колени и без колебаний приступят к следующему.

Для начала, положа руку на сердце, выведем следующие заключения относительно этих 10%:

  1. Мотивация: жадность, зависть, эмоции.
  2. Среда обитания: высший менеджмент, реже среднее звено.
  3. Основной рацион: денежные знаки и их эквиваленты.

Чем может помочь СВК в борьбе с намеренными злодеяниями относительно бизнеса:

  1. Определить существенные бизнес-процессы, а также связи между их владельцами и/или пользователями.
  2. Выявить точки принятия решений и лица их принимающих.
  3. Ограничить, с помощью запуска контрольных процедур, возможность сговора, манипуляции критическими данными, принятие единовластных решений.

В свою очередь, внутренний аудит, выявив факты преднамеренного, имеющего существенные последствия, воровства-мошенничества, может:

  1. Разработать и внедрить дополнительные, ужесточенные контрольные процедуры.
  2. Настоять на перестройке существующих бизнес-процессов.
  3. Публично разоблачить воров-мошенников (что есть крайней мерой, к которой лично отношусь с большой осторожностью, т.к. чревато это все…).

К вышесказанному стоит добавить самую малость, но очень существенную, - нежелание акционеров признать проблему и/или отсутствие сильной поддержки с их стороны, сведут к нолю любые старания человека работающего над построением СВК или внутреннего аудитора. 

Просмотров: 898 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика