Очень стремительно был
принят Верховной Радой закон № 2515 «О внесении изменений в Налоговый
кодекс Украины о трансфертном ценообразовании» (далее –закон о ТЦО).
Первое чтение -20 июня. Законопроект –очень сырой и его отправили на
доработку. Предполагалось: отложили на осень. Ан нет! Уже 4 июля (всего
через 2 недели) этот закон был принят и во втором чтении. Изменений
–очень немного, они мелкие и «очень мелкие». Непринципиальные.
Торопились так, что даже явные огрехи (лежащие на поверхности ошибки,
которые вылезут большими проблемами у налогоплательщика –оставили). В
чем причина такой невиданной скорости законотворчества (точнее
–законопринятия)? Причина одна: деньги. В одном из своих интервью министр Министерства доходов и сборов г-н Клименко сказал, что бюджет (уже в течение первых трех лет после
принятия законопроекта) получит дополнительно 20 млрд грн, причем часть
этих денег поступит в государственную казну уже в этом году
(http://ukranews.com/ru/news/economics/2013/05/23/97028). Именно это –
потребность бюджета в дополнительных вливаниях денежных средств – и
вызвало столь быстрое (я бы сказала, с учетом разрушительной силы:
лавинообразное) принятие законопроекта №2515. Украинский закон о трансфертном ценообразовании –краткий обзор. Вступление в силу - с 1 сентября 2013г.Как
обычно, принцип стабильности налогового законодательства, изложенный в
пункте 4.1.9. НКУ (изменения в любые элементы налогов и сборов не могут
вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки)- проигнорировали.
Менее трех месяцев дали налогоплательщикам (крупным предприятиям!!) на
кардинальную перестройку. В конце статьи я дам краткий перечень того,
что необходимо сделать налогоплательщикам (уже сейчас!!) для того, чтобы хотя бы минимально подготовиться к вступлению в силу нового закона. Статья 39 НКУ сейчас будет называться «Трансфертное ценообразование». Обычные цены (как мы их знаем сегодня) –уходят в прошлое. Похоже,
что (начиная с 1 сентября) обычные цены будут применяться только в
целях трансфертного ценообразования. Т.е. уйдет «мелочевка», налоговики
уже не смогут применить «обычно-ценовой» механизм для , например,
предприятий-малышей. Впрочем, давайте не торопиться с выводами.
Поживем-увидим. Связанные лица. Изменена
редакция подпункта 14.1.159 НКУ (определение связанных лиц). Сейчас
связанные лица определяются как «юридические и/или физические лица,
отношения между которыми могут влиять на условия или экономические
результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они
представляют». При этом, в
трансфертном ценообразовании (по сравнению с НКУ, действующим на
сегодняшний день) перечень связанных лиц стал более широким и подробным.
Учитываются многие факторы: владение (прямое и опосредованное)
корпоративными правами, родственные связи, состав исполнительных органов и наблюдательных советов предприятий и т.п. Полный перечень лиц,
которые будут названы «связанными лицами» для целей трансфертного
ценообразования определен в п.14.1.159 НКУ: "14.1.159. … Пов’язаними особами для цілей трансфертного ціноутворення визнаються: а) юридичні особи - у
разі, коли одна з таких осіб безпосередньо та/або опосередковано (через
пов’язаних осіб) володіє корпоративними правами юридичної особи у
розмірі 20 і більше відсотків; б) фізична та юридична
особа - у разі, коли фізична особа безпосередньо та/або опосередковано
(через пов’язаних осіб) володіє корпоративними правами іншої юридичної
особи у розмірі 20 і більше відсотків; в) юридична особа і
особа, що має повноваження на призначення (обрання) одноособового
виконавчого органу такої юридичної особи або на призначення (обрання) 50
і більше відсотків складу її колегіального виконавчого органу або
наглядової ради; г) юридичні особи,
одноособові виконавчі органи яких призначені (обрані) за рішенням однієї
і тієї самої особи (власника або уповноваженого ним органу); г’) юридичні особи, в
яких 50 і більше відсотків складу колегіального виконавчого органу або
наглядової ради призначено (обрано) за рішенням однієї і тієї самої
особи (власника або уповноваженого ним органу); д) юридичні особи, в
яких 50 і більше відсотків складу колегіального виконавчого органу
та/або наглядової ради становлять одні і ті самі фізичні особи; е) юридична особа та
фізична особа - у разі здійснення фізичною особою повноважень
одноособового виконавчого органу такої юридичної особи; є) юридичні особи, в яких повноваження одноособового виконавчого органу здійснює одна і та сама особа; ж) фізичні особи:
чоловік (дружина), батьки (у тому числі усиновлювачі), діти (повнолітні,
неповнолітні, у тому числі усиновлені), повнорідні та неповнорідні
брати і сестри, опікун, піклувальник та дитина, над якою встановлено
опіку, піклування. Контролируемые операции. Что такое «контролируемые операции» -определено в пункте 39.2 статьи 39 Закона о ТЦО. Первое –это суммовой, денежный критерий ( т.е. когда общая сумма осуществленных налогоплательщиком операций с конкретным контрагентом составляет сумму не менее 50 млн гривен за календарный год). А вообще в Украине будут контролироваться операции : - со связанными лицами-нерезидентами; - с отдельными
категориями связанных лиц-резидентами (такими как убыточные предприятия,
применяющими специальные режимы налогообложения, уплачивающие налог на
прибыль или НДС по другим/льготным ставкам и т.п.); - а также операции,
которые назовем –условно – «операциями с офшорами» (а точнее: операции,
одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в
государстве, в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на
5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине). Методы определения цены в контролируемых операциях. Украинский
закон о ТЦО устанавливает пять методов, используемых налоговыми
органами для определения налогооблагаемого дохода в контролируемых
операциях. Это : (см. подпункт 39.3.1. пункта 39 ст.39 НКУ) -метод сравнительной неконтролируемой цены; -метод цены перепродажи; - метод «затраты плюс»; - метод чистой прибыли; - метод распределения прибыли. Вышеуказанные методы
(которые, кстати, соответствуют методам применяемым для ТЦО как в
России, так и в Казахстане) –описаны в украинском законе очень подробно.
Что, однако, не дает надежды на их беспроблемное прочтение и
применение. Методы откровенно сложны. Так, для определения уровня
рентабельности контролируемых операций законодатель предлагает
использовать 7 видов рентабельности: валовая
рентабельность, валовая рентабельность себестоимости, чистая
рентабельность, чистая рентабельность затрат, рентабельность
операционных затрат, рентабельность активов, рентабельность капитала.
Поскольку целью настоящей статьи является краткое ознакомление читателя с
вновь-принятым законом, мы не будем рассматривать вышеприведенные методы определения. Ограничимся лишь двумя моментами. Во-первых, налогоплательщик
имеет право выбрать любой из предложенных методов, который он посчитает
наиболее подходящим для рассматриваемой операции. Однако приоритетным
будет являться метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) – он применяется всегда, когда существует такая возможность. Во-вторых, при проведении проверки (а они будут, о них будет написано ниже) налоговики
имеют право применить другой метод определения цены контролируемой
операции. Правда, в законе о ТЦО написано, что при этом налоговики
должны будут доказать, что налогоплательщик применил «не тот метод»,
т.е. метод, который не дает возможности правильно определить цену
контролируемой операции. Однако, те нормы, в которых говорится о
необходимости налоговых органов что-то «доказывать» - априори являются в
украинском законодательстве «мертворожденными». Отчетность и запросы документации. Пунктом 39.4 статьи 39 НКУ вводится новый вид отчетности –по ТЦО. Отчет (в электронной форме) сдается всеми налогоплательщиками, которые осуществляли контролируемые операции, по итогам отчетного периода (календарный год) в срок до 1 мая следующего года. Кроме того, налоговый
орган может обратиться к налогоплательщику с запросом – о предоставлении
документации о контролированных операциях. Налогоплательщик должен предоставить эту документацию в течение: Крупный налогоплательщик -2 месяца с даты запроса; Налогоплательщик, не попадающий в категорию «крупный» - в течение 1 месяца с даты получения запроса. В законе определен
перечень документации, которую крупный налогоплательщик должен будет
предоставить по такому запросу. Этот перечень впечатляет: 1) данные
о связанных лицах, которые позволяют их идентифицировать (включая
наименования государств и территорий, налоговыми резидентами которых
являются такие лица); 2) данные
про группу (совокупность субъектов хозяйствования, которые являются
связанными лицами), в т.ч. структуру группы, описание деятельности,
политику трансфертного ценообразования группы; 3) описание операции, условия ее проведения (цена, сроки и другие обязательные условия договоров); 4) описание
товаров (работ, услукг), включая физические характеристики, качество и
репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие
товарного знака и другую информацию, связанную с качественными
характеристиками товара; 5) условия и сроки осуществления расчетов за операцию; 6) показатели, влияющие на формирование и установление цены. 7) Сведения
о функциях связанных лиц, которые являются сторонами контролированной
операции, об использованных ими активах, связанных с данной
контролируемой операцией; экономические (коммерческие риски), которые
такие лица учитывали при проведении таких операций (функциональный
анализ и анализ рисков); 8) Экономический
анализ (включая методы, которые применялись для определения цены
контролируемой операции и обоснование причин выбора соответствующего
метода; сумму полученных доходов (прибыли) и/или сумму понесенных затрат
(убытка) вследствие проведения контролируемой операции, уровень
рентабельности; расчет рыночного диапазона цен с описанием подхода к
выбору сопоставимых операций; источники информации, использованные для
определения контролируемой цены. 9) Результаты сравнительного анализа коммерческих и финансовых условий операций . 10)Сведения о проводимых налогоплательщиках пропорциональных корректировках налоговой базы и сумм налога. Как видим, перечень информации и документации, предоставляемой по запросу –весьма внушительный. Нет сомнения, что и сама отчетность будет «не из простых». Для
стимулирования налогоплательщика к своевременной подаче такой
отчетности (а также, возможно, с целью наполнения бюджета) законом
устанавливаются огромные штрафы. Так, пунктом 120.3 статьи 120 НКУ
предусматривается, что штраф составит: -за неподачу отчетности – 5% суммы контролируемых операций (т.е. минимальная сумма штрафа -2,5 млн гривен); - за непредоставление документации (по запросу налоговиков) – 100 минимальных заработных плат. Налоговые проверки. Проверка соответствия цен, используемых налогоплательщиком по контролируемым операциям, проводится
по «проверочным» правилам НКУ, но с некоторыми «нюансами». Так,
предусматривается несколько оснований для назначения такой проверки.
Это: - высылка уведомления о том, что выявлен факт проведения налогоплательщиком контролируемой операции, по которой не был подан отчет; - выявление по результатам мониторинга отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен; - непредоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях; - непредоставление
налогоплательщиком (или же предоставление с нарушением) документации о
контролируемых операциях (в ответ на запрос налоговиков). Налогоплательщик
уведомляется о предстоящей проверке не позднее, чем 10 дней до ее начала
(и не позднее чем через 10 дней после принятия решения о проведении
такой проверки). Сроки проведения
проверки: 6 месяцев (плюс возможность ее продления еще на 6 месяцев).
При этом («как обаятельно для тех, кто понимает!» (с)) налоговики не
имеют права проводить две и более проверки контролируемых операций на
протяжении одного календарного года. Кстати, в России
длительность проверок тоже велика (по сути это –мировая практика) – с
учетом всех продлений российская проверка ТЦО может растянуться на 21
месяц. Неплохая новость (как
их мало в этом законе!) – это установление символических штрафов за
нарушение ТЦО в «переходный период». Штрафные санкции (за нарушения ТЦО,
допущенные в период с 01 сентября 2013г. по 01 сентября 2014г.
применяются в размере 1 гривни за каждое нарушение. Исключение: штрафы
за непредоставление отчетности и неподачу документации –по ним снижение
«драконовского размера штрафа» не предусмотрено. Согласование цен в контролируемых операциях.
Это также мировая практика, соответствуюшие нормы содержат, в т.ч.,
налоговое законодательство России и Казахстана. Кстати, в России,
например, такая процедура –платная и совсем не дешевая. В Украине же это будет выглядеть следующим образом: Крупный
налогоплательщик (только крупный!) имеет право обратиться в центральный
орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий
государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о
согласовании цен в контролируемых операциях. Предметом такого согласования могут быть: -виды и/или перечень товаров (работ, услуг), которые являются предметом контролируемых операций; -цены товаров (работ, услуг) в контролируемых операциях и/или перечень методов определения цены в контролируемых операциях; - перечень источников информации, которые предусматривается использовать для определения цен в контролируемых операциях; - срок, на который согласовываются цены в контролируемых операциях; -допустимые отклонения от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций; - порядок, сроки предоставления и перечень документов, подтверждающих соблюдение согласованных цен в контролируемых операциях. По результатам
согласования цен в контролируемых операциях –составляется договор,
который подписывается руководителем налогоплательщика и руководителем
(заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти,
обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и
таможенную политику. В случае, если
предприятие подписало такой договор (и применяет цены, в таком договоре
согласованные) – ему не могут быть доначислены налоги за отклонение цен
контролируемых операций от «обычных». Однако, ответственности налоговиков за неподписание таких согласований цен в контролируемых операциях –нет. Что, учитывая украинские реалии, дает дополнительные возможности для коррупции. Мы рассмотрели –в
первом приближении –основные моменты нового закона о трансфертном
ценообразовании. И, напоследок - маленькие советы налогоплательщикам. Что нужно сделать в первую очередь (т.е. уже сейчас) •провести инвентаризацию операций, которые могут быть признаны контролируемыми; • определить приемлемый метод определения рыночных цен на реализуемые предприятием товары (работы, услуги); •определить источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня обычных цен; •откорректировать бюджет предприятия 2013г. с учетом затрат, связанных с ТЦО. •учесть затраты на ТЦО в бюджетах предприятия на следующий год (это касается не только увеличенной налоговой нагрузки, но и, вероятно, затрат на дополнительный персонал
–специалистов по трансфертному ценообразованию. Судя по всему, в
ближайшее время это будет самая востребованная специальность! Источник: Бизнес
|