Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Апрель » 23 » «Суть образования – не в наполнении пустого ведра, а в том, чтобы зажечь огонь»
08:30
«Суть образования – не в наполнении пустого ведра, а в том, чтобы зажечь огонь»

В современном мире все чаще стали рождаться дети-гении – с развитым мышлением, не похожие на других, способные генерировать множество идей в своей голове. Однако параллельно с этим у человечества началось массовое упрощение сознания и деградация мыслительного процесса. Это те, кого поработили диван, телевидение, компьютерные игры и … карьера. Те, кто разучился видеть разные варианты решения задач, потерял способность к воображению и креативности, стал считать, что всего добился в жизни, и его уже нечему учить. Деградирует ли общество или вступает в новую фазу прогресса, как рождается новая идея и почему во взрослеющих детях гении спят все крепче, можно ли бизнесмена научить творить и как найти лекарство от «синдрома дивана», - в интервью E-xecutive.ru рассказал Дмитрий Чернышев, известный блоггер и бизнес-тренер по развитию креативного мышления.

E-xecutive.ru: Что такое креативность?

Дмитрий Чернышев: Это набор технологий, доступный каждому. Можно взять любой предмет и придумать 300 идей по тому, что это такое, как выглядит, на что похоже; по тому, как это применить или продать. Креативность – это возможность пробовать разные варианты решения. Мы привыкли, что 2х2=4, что у задачи есть один ответ. И если мы находим ответ, который более-менее подходит под условие, значит, мы решили задачу. А это не так. 2 х 2 = 4 – это решение, которое, на самом деле, бывает верным очень редко. Простой пример: 2 волка +2 зайца = 2 довольных волка, или 2 зайца+2 зайца = много зайцев. По большому счету, нужно выбирать не между двумя-тремя вариантами решения, а между двадцатью-тридцатью как минимум. Креативность – это как раз умение не останавливаться на достигнутом, на ответе «4», а искать или придумывать другие варианты.

E-xecutive.ru: Как происходит процесс рождения новой идеи?

Д.Ч.: Человек не может придумать что-то из ничего – он может только брать уже существующее и конструировать из нескольких частиц нечто новое. Грубо говоря, вы крадете чью-то идею и творчески перерабатываете ее. Но это был, есть и будет единственный возможный путь креатива и мышления как такового. Тут нет ничего зазорного, такими шажками можно придумывать все более и более необыкновенные идеи.

При этом в процессе мышления мы сильно зависим от своей языковой принадлежности. Например, русский язык очень хорошо подходит для комбинаторики: из пяти слов, объединенных в одно предложение, можно придумать 128 комбинаций, и каждая будет иметь право на существование. И если английский язык очень хорошо подходит для языков программирования, то русский – для изворотливости, а китайский – для развития образного мышления. Знание разных языков расширяет ваш горизонт мышления.

E-xecutive.ru: Не ослабевает ли способность креативно мыслить у того, кто достиг вершин – владельца бизнеса или топ-менеджера?

Д.Ч.: Думаю, на обучение того, кто заинтересован в этом, часа три придется потратить, но не более. Здесь многое зависит от психологических комплексов человека. От того, готов ли он учиться. Многие топ-менеджеры, достигшие вершин своей карьеры, уверены в том, что научить их уже ничему нельзя. «Ну, чему ты меня можешь научить? Видишь, у меня часы за $10 тыс.? У тебя нет таких? Давай, до свидания!», - скажут они. Среди такой аудитории хорошо помогает просеивать неготовых к восприятию новых знаний цена образовательного курса. Имея опыт проведения как бесплатных, так и платных занятий, я заметил, что именно на платные приходят готовые к обучению люди. То, почему деньги оказываются более весомым аргументом впустую потраченного времени, - для меня загадка.

На тренинги по развитию креативности приходят люди совершенно разных профессий, не из рекламной сферы – рекламистам это как раз неинтересно. Трудно, но интересно работать с людьми из бизнеса, находящимися на руководящих должностях. Потому что разбирать с ними приходится не абстрактные идеи, а конкретные задачи, основанные на реальных проблемах. То, что научиться креативно мыслить, то есть видеть сразу несколько вариантов мышления, невозможно, что только избранным это доступно и что есть какое-то божественное откровение, которое падает на человека сверху – наглое вранье, придуманное креативными директорами. Есть очень простой набор приемов, которым можно научить каждого за несколько часов. И каждый может генерировать идеи на уровне каннских роликов как минимум… если захочет.

E-xecutive.ru: Как меняется мышление человека под воздействием интернета? Какие функции усиливаются, какие ослабевают?

Д.Ч.: Сегодня возможности интернета очень упрощают наше мышление. Идет столкновение инерционности и новых технологий. У многих взрослых людей сознание закостенело. И чаще это происходит у тех, кто уже достиг каких-то вершин в карьере. По большому счету, это потерянные люди, потому что у них создается иллюзия, что они все знают, умеют, и им больше не нужно учиться. Но образование не может быть оконченным, это вещь постоянная. В этом смысле гораздо перспективнее взрослых – дети, потому что у них еще горят глаза, они еще хотят меняться.

Но что меня действительно пугает в изменении мышления, так это твиттеризация сознания. Люди привыкают к очень коротким формам общения, и у них появляется физиологическая защита – они перестают воспринимать большие объемы текстов. Они просто отключаются и даже не стараются понять. А ведь далеко не все мысли и идеи можно уместить в 156 символов. Эффект твиттеризации очень заметен на кинематографе. Все меньше оригинальных фильмов, а балл правят сиквелы и ремейки. Я не разделяю мнение тех, кто говорит, что мир становится хуже. Никогда прежде в истории мир не был таким гуманным. И в целом люди стали гораздо умнее. Золотой век – это здесь и сейчас. Твиттеризация сознания относится к тем, кто не смог преодолеть гравитационное поле дивана. Тут стоит говорить о явлении наподобие центра концентрированной гравитации, «комариной плеши», в «Пикнике на обочине», в который кидали гайки, чтобы его обнаружить и обойти. В реальном мире таким центром гравитации стал диван. Он притягивает огромное количество слабых людей, но те, кто смог вырваться, - становятся гораздо сильнее.

Что касается телевизора, то мне кажется, что в будущем будет отток рекламы из этого сектора, так как там уже не осталось денежной аудитории. При этом рекламе еще предстоит пройти несколько этапов удорожания, вслед за Америкой. Это хорошо, потому что так она пройдет качественный отбор. Как реклама делается сегодня? Крупная компания по производству стирального порошка долбит аудиторию бюджеткой. Они обращаются к рекламщикам и говорят: «Если хоть один ролик возьмет приз на фестивале, мы с вами перестанем работать». Они не хотят выделяться из потока. Им нужно, чтобы была монотонность в рекламе, давящая на подсознание. У людей не должно даже возникнуть мысли купить другой порошок. Эта схема поведения рекламодателя является результатом запредельной маржи на товары, так как в ином случае вам не хватит денег на большую рекламу, только несколько секунд, чтобы сказать самое важное, а значит – стать креативнее.

E-xecutive.ru: С развитием информационного пространства запоминание становится необязательным: это деградация или шаг вперед?

Д.Ч.: Это не деградация, а преображение. Всегда считалось, что человек, условно говоря, пустое ведро, которое надо наполнить информацией. В современных взрослых в школе забивали все знания, и многое мы помним до сих пор. Считалось, что если вы помните, что E=MC2, то нормально развиты и готовы к выходу в жизнь. Но растущему поколению набор этих «кроссвордных знаний» не нужен. Не думаю, что современные школьники помнят, когда была крещена Русь или когда была Куликовская битва. Потому что сегодня можно найти ответ на любой вопрос в Интернете. На первое место теперь выходит не багаж знаний в голове, а способность оперировать знаниями и учиться новому. Школа в этом плане уже стала архаикой, потому что она не так интересна, как компьютер. Я уверен, что со временем школьная программа будет абсолютно переработана. Главный посыл состоит в том, что в школу дети приходят с горящими глазами, а через год у них глаза гаснут. Потому что им попросту неинтересно. Можно давать в 10 раз больше знаний так, что ребенок будет просить еще больше и не будет чувствовать себя перегруженным. Школа же сегодня рассчитана на самого тупого ученика. И пока глупый понимает, умный скучает. Каждый ребенок должен развиваться с максимально доступной для него скоростью. А это предпосылки к смешанному обучению, когда по математике ребенок сидит в пятом классе, а по русскому языку – в третьем. Это будет колоссальным ресурсом для развития и позволит делать сверхталантливых детей. Потому что сегодня суть образования – не в наполнении пустого ведра, а в том, чтобы зажечь огонь. Чтобы человек хотел учиться и получал от этого удовольствие.

Еще одна вещь, отличающая взрослое и молодое поколения – пространство для воображения. Явный пример – музыка и книги. Когда все реалии вы додумываете и примеряете на себя. У первых в детстве оно было. Сегодня это пространство постоянно сокращается. Те же герои в компьютерных играх совсем недавно напоминали символы в виде крючочков, запятых, линий… нужно было фантазировать. Сегодня развитые сюжетные линии и графика, сложные и четко прорисованные характеры героев не оставляют возможности домысливать. Это расслабляет мозг. Поэтому сегодня одна из острых необходимостей молодого поколения – дополнительно тренировать его. Ведь воображение – это умение видеть другие варианты, смотреть за горизонт, выходить за пределы общепринятой схемы. Это то, что мы называем креативностью.

E-xecutive.ru: Гениальность – это исключительное состояние? Как вырастить гения из своего ребенка?

Д.Ч.: На генетическом уровне предрасположенность к знаниям не кодируется. Если у ребенка нет серьезных умственных отклонений, то каждый способен стать гением. И трагедия состоит в том, что не в каждом родители это смогли развить. Приведу интересный пример. В середине 1960-х годов венгерский педагог-психолог Ласло Полгар задумал амбициозный эксперимент – вырастить из своих детей гениев. Он долго занимался вопросами образования и пришел к выводу, что в цивилизованных странах около 80% всех детей в возрасте одного года – потенциальные гении, к трем годам их количество снижается до 60%, к пяти годам – до 50%. В 12 лет их остается 20%, а к 20 годам – только 5%. Это означает, что, если активно заниматься детьми с самого раннего возраста, практически в каждом можно вырастить талант. У Полгара волей случая выбор пал на шахматы. У него родилось три дочери, что осложняло задачу – ведь к женщинам в шахматах всегда было пренебрежительное отношение: считалось, что они не способны на равных играть с мужчинами. Однако Полгару удалось воспитать трех победительниц престижных турниров, героинь «Книги рекордов Гиннесса», которые обошли многих чемпионов-женщин и мужчин, в том числе Каспарова и Карпова. Эта история хорошо показывает, что при желании у любого ребенка можно развить феноменальные способности. Поэтому гениальность – это не исключительное состояние, это абсолютная норма.

Беседовала Анна Солдатова, E-xecutive.ru

Просмотров: 847 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика