Главная » 2013 » Сентябрь » 16 » Штрафные санкции за нарушение новых Правил трансфертного ценообразования
09:36
Штрафные санкции за нарушение новых Правил трансфертного ценообразования
>Законодательные
изменения в отношении вопросов трансфертного ценообразования поставили
бизнес перед вопросами о периоде, за который будут применены новые
правила. Для их решения необходимо разграничить вопросы определения
объектов налогообложения, методов определения цен, налогового контроля и
штрафных санкций.
Действовавшие до 1 сентября правила применения обычных цен
(трансфертного ценообразования) предусматривали возможность отклонения
цен операций от рыночных цен до 20 % (пункты 39.15. и 153.2 НКУ). Так
называемые Safe Harbour Rules. Таким образом, в отношении налогового
учета налога на прибыль (CIT, CPT) по операциям, осуществленным до
вступления в силу новых правил не требовалось и не требуется проведение
корректировки налоговых обязательств, если отклонение составляло менее
20 %. В отношении НДС (VAT) и до указанной даты, и до вступления в силу
Налогового кодекса законодатель установил требование об определения базы
налогообложения на уровне не ниже обычных цен, а для импорта товаров –
не ниже таможенной стоимости. С 1 сентября Safe Harbour Rules
окончательно отменены.
Законодательными изменениями (п. 120.3.) установлены штрафы:
• за неподачу отчета (5% от суммы контролируемых операций)
• за невыполнение требований по предоставлению документации по
требованию налогового органа (100 минимальных заработных плат).
Однако, размеры штрафов за занижение объектов и базы налогообложения,
в т.ч. в результате отклонения цен от уровня рыночных цен, существовали
и до 1 сентября (25 и 50 %). Именно штрафные санкции в размере 25/50 %
не применяются за нарушение норм ст. 39 НКУ, совершенные в период с 1
сентября 2013 года до 1 сентября 2014 года. Установленный символический
размер составляет 1 гривну.
Однако, ст. 39 содержит не только нормы об обязанностях
налогоплательщика относительно корректировки налоговых обязательств в
контролируемых операциях, но и меняет методологию определения цены, а
также определяет новые правила налогового контроля в вопросах
трансфертного ценообразования. Правила налогового контроля подлежат
применению налоговыми органами на момент его осуществления данного
контроля. Однако, новая методология не может быть применена для выводов о
нарушениях законодательства до 1 сентября. Тем не менее, налоговые
органы могут использовать информацию и документы, предоставленные в 2014
году. При этом налоговые органы могут применить правила, действовавшие
в периодах осуществления операций, и использовать метод сравнительной
неконтролируемой цены (аналогов продаж).
Из этого следует сделать следующие выводы:
a) Налогоплательщики могут быть обязаны подать отчет о контролируемых операциях за весь 2013 года.
b) Нарушения, совершенные за период до 1 сентября 2013 года, могут
быть выявлены в результате мониторинга и проверок, осуществлённых в 2014
году. Но для обоснования нарушений налоговые органы обязаны будут
использовать предыдущую редакцию НКУ.
c) За нарушение правил применения обычных цен, совершенные до 1
сентября 2013 года, могут быть применены санкции в размере 25/50 %.
d) Не является нарушением отклонение цен до 20 % в контролируемых
операциях, осуществленных до 1 сентября 2013 года (Safe Harbour Rules).
e) В отношении операций, совершенных в периоде с 1 сентября 2013 года
до 1 сентября 2014 года, налогоплательщики получили фактически
возможность нарушать правила трансфертного ценообразования. Однако,
умышленное нарушение может быть основанием не только для доначисления
налоговых обязательств, но и для регистрации уголовного производства за
уклонение от уплаты налогов.
Автор: Владимир Ващенко По материалам: business.ua