Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2014 » Июль » 11 » Последствия ассоциации с ЕС для законодательства Украины: краткий обзор
18:38
Последствия ассоциации с ЕС для законодательства Украины: краткий обзор

Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС приведет к последовательным и существенным изменениям действующего законодательства Украины во всех сферах.

Имплементация норм законодательства ЕС и создание зоны свободной торговли будут происходить постепенно, для чего установлен так называемый переходной период. В зависимости от отрасли законодательства и экономики, требующей изменений, такой период составляет от 1,5 до 10 лет.

Прежде всего изменения коснутся налогового и таможенного законодательства.

Так, Соглашение предусматривает постепенное уменьшение и в дальнейшем полную ликвидацию ввозной пошлины на определенные группы товаров, согласованные Сторонами. Согласно этому также будет меняться законодательство по сертификации, метрологии, аккредитации и стандартизации товаров. Как известно, правила изготовления определенных групп товаров в ЕС несколько требовательнее, чем предусмотрено украинским законодательством, в основном это касается пищевой промышленности. Конечно, такие нововведения будут восприниматься негативно производителями продукции, однако потребители должны понимать, что следствием высоких требований к порядку производства и переработки продукции является более качественный товар. Однако это может повлиять и на расходы на такое производство, которые предприниматели будут компенсировать за счет увеличения цен.

По данным представительства ЕС в Украине, наибольшие преимущества от уменьшения ввозных пошлин получит аграрный сектор экономики Украины.

Соглашение обязывает Украину осуществить административные и институциональные реформы, необходимые для выполнения положений об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров, и ввести с этой целью эффективную и прозрачную административную систему.

 

Скорее всего, данная норма приведет к пересмотру порядков и правил стандартизации и сертификации товаров, созданию новых органов и ликвидации уже существующих. С учетом других положений Соглашения такие реформы должны минимизировать также коррупцию в данной отрасли, создающую, как известно, значительные проблемы для производителей пищевых и промышленных товаров.

Указанные меры направлены на уменьшение препятствий для торговли, возникающих сейчас в связи с разницей в технических регламентах Украины и ЕС.

Статьи 62 – 66 Соглашения содержат требования к санитарным и фитосанитарным мерам по охране животных и растениеводства, которые должны применяться в сельскохозяйственной отрасли и в ближайшее время будут реализованы в такие профильные законы Украины, как "О племенном деле в животноводстве""О молоке и молочных продуктах""О безопасности и качестве пищевых продуктов" и др.

При этом статья 49 Соглашения позволяет Украине применить антидемпинговые или компенсационные пошлины для предотвращения ущерба национальной промышленности.

В Соглашении также зафиксировано, что классификация товаров в торговле должна соответствовать Гармонизированной системе Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 года.

Отдельно следует отметить, что ст. 39 Соглашения определяет, что его подписание не препятствует сохранению или установлению таможенных союзов, зон свободной торговли или договоренностям о приграничной торговле, за исключением тех случаев, когда они вступают в конфликт с торговыми договоренностями, предусмотренными Соглашением. Итак, существующие договоренности между Украиной и другими государствами об избежании двойного налогообложения, экономическом или правовом партнерстве не будут меняться.

На заметку

Соглашение не требует изменений существующих договоренностей между Украиной и другими государствами об избежании двойного налогообложения, экономическом или правовом партнерстве.

 

Возможны изменения положений Кодекса законов о труде Украины и подзаконных нормативно-правовых актов, касающихся порядка приема на работу иностранцев, ведь Соглашение содержит положения об упрощенном приеме на работу определенных категорий работников. Следует указать, что как работодатель, так и работник должны соответствовать установленным в Соглашении требованиям.

Предусматривается внесение изменений в профильные законы Украины с целью обеспечения юридической обособленности регуляторных органов в сфере электронных коммуникационных услуг и их функциональной независимости от любого поставщика услуг, предоставляющего электронные коммуникационные услуги.

Соглашение, среди прочего, определяет, что любой поставщик электронных коммуникационных услуг имеет право проводить переговоры о взаимном подключении с другими поставщиками электронных коммуникационных сетей и услуг. Как следствие, украинские коммуникационные компании получают доступ к рынку ЕС.

Можем ожидать изменений законодательства в сфере финансовых и страховых услуг, а также применения в Украине новых финансовых институтов, уже существующих в Европе.

Соглашение содержит достаточно подробное описание транспортных услуг, которые могут предоставляться Украиной на территории ЕС, и наоборот, требования к таким услугам и условия их предоставления. Соглашение также предусматривает равенство возможностей европейских и украинских перевозчиков, в результате чего можем ожидать значительных изменений в указанной сфере. Статья 138 Соглашения обязывает Украину согласовать свое законодательство, в том числе административные, технические и другие нормы в области международного морского транспорта, с соответствующими нормами, принятыми ЕС, в той мере, в которой такое приближение поспособствует целям либерализации, взаимному доступу на рынки сторон и движению пассажиров и грузов.

На заметку

Важной новеллой является взаимное развитие электронной торговли.

 

Для Украины эти положения будут означать обязательный пересмотр законодательства в сфере защиты информации в сети Интернет, обеспечение прав потребителей,определение порядка применения сертификатов электронных подписей иустановление ответственности поставщиков посреднических услуг в связи с передачей или хранением информации. Проблема незащищенности потребителей интернет-магазинов и отсутствие возможности обеспечения безопасности приобретенных таким образом товаров на практике существует достаточно давно. Коллизии в законодательстве не позволяют установить виновных лиц и привлечь их к ответственности, поэтому уровень доверия к электронной торговле остается достаточно низким.

Надеемся, что развитие законодательства в этом направлении приведет к принятию более строгих правил регистрации лиц, намеревающихся осуществлять электронную торговлю или оказывать посреднические услуги, а государство со своей стороны будет контролировать таких торговцев на уровне с теми, которые осуществляют продажу товаров или услуг в реальных точках продажи.

В течение нескольких лет Украина обязана адаптировать законодательство в сфере государственных закупок с нормами ЕС, ведь соглашение предусматривает доступ поставщиков и предоставителей соответствующих услуг с ЕС к украинскому рынку закупок. Как известно, работа в этом направлении уже ведется. Так, 10.04.2014 г. была принята новая редакция Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок", которым предусмотрен прозрачный механизм проведения конкурсных торгов, доступ граждан к информации о существующих заявках на проведение торгов и их дальнейших результатах.

Проблема

Соглашение предусматривает постепенное (в течение 10 лет) исчезновение из названий украинских продуктов защищенных географических указаний ("шампанское", "коньяк", "херес", "фета" и т. д.), используемых украинскими производителями вопреки установленной в ЕС охране.

 

Подписание Соглашения приведет к внесению изменений в законы Украины "Об авторском праве и смежных правах""Об охране прав на изобретения и полезные модели""Об охране прав на знаки для товаров и услуг""Об охране прав на промышленные образцы" и другие нормативно-правовые акты в сфере интеллектуальной собственности с целью внедрения более высокого уровня защиты для таких объектов. В частности, Соглашение предусматривает постепенное (в течение 10 лет) исчезновение из названий украинских продуктов защищенных географических указаний ("шампанское", "коньяк", "херес", "фета" и т. д.), используемых украинскими производителями вопреки установленной в ЕС охране.

Глава 10 Соглашения, регулирующая вопросы конкуренции, определяет возможность применения антиконкурентного законодательства к государственным предприятиям и обязывает Украину принять меры по созданию системы мониторинга государственной помощи. С этой целью 01.07.2014 г. принят Закон Украины "О государственной помощи субъектам хозяйствования", которым на АКМУ возложены основные обязанности по осуществлению контроля за предоставленной государственной помощью в виде льгот, дотаций, привилегий, списания налогов и т. д., а также предоставлено право прекращать использование незаконной государственной помощи или такой помощи, которая угрожает экономической конкуренции.

Соглашением вносятся существенные изменения в вопросы ценообразования, транспортировки, транзита и мониторинга торговли энергоносителями. Так, цена на энергоносители будет определяться исключительно на основе спроса и предложения, будет запрещено увеличение цены на экспорт по сравнению с внутренними ценами. Такие обязательства повлекут значительные изменения законодательства в сфере энергетики и постепенную адаптацию этой отрасли к стандартам и требованиям ЕС. Особого внимания заслуживают обязательства сторон по созданию совместного регуляторного органа для обеспечения конкуренции и эффективного функционирования рынков газа и электроэнергии. Статья 277 Соглашения предусматривает, что такой орган должен быть законодательно обособленным и функционально независимым от любого государственного или частного предприятия и достаточно уполномочен, чтобы гарантировать эффективную конкуренцию и эффективное функционирование рынка.

 

ВЫВОД:

Из изложенного следует, что Соглашение касается всех важных отраслей экономики Украины и нацелено на повышение качества отечественных товаров и услуг, обеспечение прав потребителей и пользователей и расширение границ украинских рынков. Для эффективной имплементации положений Соглашения и наименьших убытков для Украины переходный период, в течение которого Украина должна выполнить те или иные требования ЕС, достигает в некоторых случаях 10 лет. Из этого следует, что уже через 10 лет рыночная экономика Украины должна максимально приблизиться и, возможно, стать на одной ступеньке с экономикой стран Европейского Союза.

 

Инна Рудник,
юрист ЮФ "Лавринович и Партнеры"

Категория: Новости законодательства | Просмотров: 943 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2021
Яндекс.Метрика