В последнее время в Украине
наметились серьезные подвижки в деле внедрения интернет-технологий в
отношения между государственными органами и гражданами. Целый ряд
ведомств и госкомпаний начали продвигать электронные сервисы.
Одно из наиболее активных в этом плане —
Министерство доходов и сборов, которое внедрило централизованую систему
приема электронной отчетности от плательщиков и продолжает ее
совершенствовать. Интерес к ней растет: в январе-сентябре 2013 г. за
консультациями к налоговикам обращались на 42% чаще, чем в прошлом году.
Причем украинцы достаточно быстро учатся
работе по новым технологиям: по данным Миндоходов, чиновники выявили
ошибки лишь в 3% электронных отчетов, а 97% отчетности налогоплательщики
составили корректно. «Вести» выяснили, как правильно пользоваться
налоговыми новациями и не срезаться на подаче документации.
Пошаговая инструкция подачи налоговой отчетности в электронной форме для предпринимателей и граждан:
Кликните по изображению для увеличения
Отзывы предпринимателей
Наталья Демчук (ЧП «Феникс», Умань):
На отчетность в электронном виде перешла
не сразу, поначалу даже не хотела этого делать. Ведь с недавних пор
подача деклараций «вживую» стала заметно удобнее. После того, как часть
предпринимателей начала отчитываться в электронной форме, в местной
налоговой стало значительно меньше очередей. К тому же визиты в ГНС
внушают некоторую уверенность, что все сделал правильно: перед подачей
документов всегда можно предварительно зайти к налоговому инспектору и
попросить его просмотреть, все ли правильно заполнено.
В итоге все изменил случай: мне пришлось
уехать по работе, я никак не могла физически привезти отчет в
налоговую, а отсылать его по почте было неудобно. Тогда-то и стала
узнавать у инспектора, как подать декларацию в электронном виде. Мне
пошагово объяснили, что и как делать. Ничего сложного в процедуре не
оказалось. Наоборот, стало удобнее работать: если в прошлом, допустив
ошибку в письменной отчетности, приходилось снова все переписывать, то
теперь, если что не так заполнишь, можно легко исправить и вдогонку
отправить в ГНС. Конечно, жаль, что цифры перепроверить в таком случае
некого попросить. Первую электронную отчетность я чуть не «провалила».
Отправила декларацию в последний день подачи и не сразу заметила, что
допустила ошибку. Устраняла ее под диктовку налоговика с «горячей линии»
— там-то и рассказали, что нужно заполнить уточняющую декларацию. Она
составляется точно по той же схеме, что и первая, просто надо не забыть
поставить пометку, что отчет — уточняющий. Штрафа удалось избежать, так
как декларацию я все равно подала вовремя. Был и другой интересный
случай: забыла пароль, которым нужно подтверждать отправление налоговой
декларации. Проблема в том, что этот пароль знает только
предприниматель, и восстановить его никак нельзя. Прямо, как в случае с
банковской картой и паролем к ней. Но если в случае с забытым паролем по
карточке есть два варианта: получать деньги по паспорту или
перевыпустить пластик, то здесь только один выход — ехать в налоговую за
новым электронным ключом. Это может быть не слишком удобно, если время
поджимает, а вы, например, в другой стране. Штрафа в таком случае не
избежать. Но в моем случае все закончилось хорошо. Возможно, из-за
стресса, но я все-таки смогла вспомнить свой пароль. Правда, все равно,
думаю, что налоговикам стоит подумать, как упростить механизм
восстановления забытого или утраченного пароля.
Андрей Мельник (СПД «Мельник», Первомайск, Луганская область):
Раньше, чтобы подать декларацию о
доходах в налоговую, нужно было покупать специальный бланк, который
стоил 1,5–2 грн. Найти его несложно (продавался в магазине канцтоваров
возле каждой налоговой инспекции или в самой налоговой), но ехать за ним
приходилось. Заполнять нужно было от руки, так что я приобретал сразу
несколько бланков, на всякий случай.
А потом нужно было успеть привезти отчет
в ГНС в пятидневный срок после окончания квартала. С этим было сложнее,
ведь декларацию нужно подавать по месту регистрации, а я живу и работаю
в другом регионе. Приходилось тратить не только время, но и деньги на
дорогу. И не всегда уложишься в один день, один раз пришлось простоять
больше двух часов, чтобы подать отчет, а это так и не удалось из-за
конца рабочего дня. После этого начал пробовать отсылать отчеты по
почте. Но всегда волновался: успеет ли мое письмо дойти вовремя.
Напоминаю, что нужно уложиться в пресловутые пять дней после окончания
квартала. Один раз не повезло, и нарушил сроки. Отчет дошел не вовремя, и
мне пришлось оплатить штраф в 170 грн.
Все стало намного проще, после того как
появилась возможность отчитываться в электронном виде. Выбрал удобное
время, приехал в налоговую и бесплатно получил диск с ключом. Потом
скачал специальную программу (называется OPZ) для подачи отчетности,
пользоваться ею научили ГНС. После зашел в программу и подписал с
налоговой виртуальный договор — что намерен работать в электронном
формате. Ну и приступил к заполнению налоговой декларации: она ничем не
отличается от аналогичного варианта, заполняемого на бумаге. После того
как я вбил всю нужную информацию, оставалось нажать кнопку «проверить
отчет» (программа проверяет, все ли поля заполнены), а дальше —
«отправить». Программа запрашивает ключ, я вставляю диск или флешку и
подтверждаю отправку паролем. Спустя время я захожу в программу, и мне
приходит отчет о доставке, а когда декларация будет проверена налоговым
инспектором, — то и отчет о проверке.
Источник Вести
|