Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Май » 17 » Платежное поручение и требование-поручение: основные аспекты безналичных платежей для предпринимателей
12:36
Платежное поручение и требование-поручение: основные аспекты безналичных платежей для предпринимателей

Законодательные ограничения наличных расчетов между предпринимателями

Согласно п. 2.3  Положения НБУ №637 ограничивается предельная сумма ежедневных наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности. На данный момент такой лимит установлен  на уровне 10 тысяч гривен в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам.

Платежи сверх установленного лимита должны проводиться исключительно в безналичной форме. Согласно статье 22  Закона № 2346-III от 2001 г. «О платежных системах и переводе средств в Украине», безналичные расчеты могут производиться посредством следующих документов:

  • платежных поручений,
  • платежных требований-поручений; 
  • аккредитивов, 
  • чеков, 
  • векселей,
  • кредитных карт,
  • инкассовых поручений.

Согласно Положению №637 ограничение наличных расчетов в размере 10 тысяч гривен не распространяется на такие операции:

  • расчеты предприятий с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами;
  • добровольные пожертвования и благотворительную помощь;
  • использование средств, выданных на командировки.

С принятием Постановления Правления НБУ 573  от 21.03.2011 года из этого перечня исчезло два вида операций: расчеты предприятий за потребленную ими электроэнергию и расчеты предприятий между собой во время закупки сельскохозяйственной продукции.

Согласно статье 1 Закона Украины № 2346-III определены следующие термины:

Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование получателя к обслуживающему плательщика банку осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя;

Платежное требование-поручение – расчетный документ, содержащий требование получателя непосредственно к плательщику уплатить сумму средств и поручение плательщика банку, который его обслуживает, осуществить перевод определенной плательщиком суммы средств со своего счета на счет получателя;

Акцептирование (по-украински: акцептування) банковское – согласие банка на оплату платежных документов и определенная форма гарантии их оплаты. Оформляется в виде соответствующей надписи банка-акцептанта на документах. Должник обычно переводит сумму долга при наступлении срока оплаты в банк, который и проводит платеж. В случае неплатежеспособности должника оплата осуществляется за счет банка-акцептанта.

Приглашаем вас оставить онлайн-заявку на рассчетно-кассовое обслуживание компании (в том числе с овердрафтом с первого дня обслуживания). Вашу заявку увидят менеджеры десятков банков – после чего в тот же день обязательно ответят о возможности прокредитовать вас (при помощи электронной почты). Заявки абсолютно бесплатны и полностью анонимны. Никакой ответственности за их отправку вы не несете. Никакие действияпосле получения ответов банков для вас не обязательны. 

Расчеты посредством платежных поручений

Для проведения безналичных расчетов между банками в Украине используется Система Электронных Платежей (СЭП), предложенная Национальным Банком Украины. Поскольку банки платят определенные взносы за пользование этой системой платежей, то стоимость платежного поручения и требования уже включает расходы на пользование СЭП и дополнительные затраты банка на организацию безналичных расчетов, расходы на зарплату сотрудников операционного блока, технологических служб.

Расходы на отправку платежного поручения всегда ложатся на плательщика.

Как правило, банки устанавливают минимальную комиссию за проведение платежных поручений с использованием клиент-банка и повышенную комиссию за обработку аналогичных документов в бумажном виде. Такая разница обусловлена стремлением банков перевести большинство своих клиентов на дистанционное обслуживание с целью повышения оперативности и качества обслуживания, а также оптимизации своих операционных затрат.

При расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

  • для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
  • при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража
  • при арендной плате за помещения;
  • платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание;
  • за полученные товары / услуги при наличии в поручении номера и даты товарно-транспортного документа;
  • для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

  • платежей в бюджет
  • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
  • перечисления средств органам государственного и социального страхования;
  • взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.;
  • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
  • уплаты пени, штрафов, неустоек.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы и представляются в банк, как правило, в четырех экземплярах. Согласно Инструкции НБУ №126 срок действия платежного поручения составляет 10 дней.

При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.

Расчеты плановыми платежами – прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров, что ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности.

Согласно статье 23 Закона № 2346-III платежное поручение может быть отозвано инициатором перевода в любое время до списания суммы денежных средств с его счета путем представления в обслуживающий этого инициатора банк документа на отзыв. Расчетный документ может быть отозван только в полной сумме. 

Расчеты посредством платежных требований-поручений

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.

Что касается применения платежных требований-поручений с акцептом, «такая практика может быть интересна в первую очередь в расчетах между филиалами одной организации или бизнес-группы предприятий. Отправитель может указать сумму для отправки или же отклонить выполнение этого поручения. А если, например, отправитель средств по платежному требованию согласится на безакцептное списание средств, то банк исполнит это требование в полном объеме при наличии необходимой суммы денег у отправителя, или в сумме доступного остатка средств на счете.

Отличия между платежным поручением и платежным требованием-поручением таковы: в первом случае поставщик (получатель денег) во время отгрузки товара / предоставления услуг передает потребителю (плательщику) накладную и обязывает, таким образом, в течение трех дней оплатить счет через банковскую кассу. Во втором варианте потребитель (плательщик), получив требование-поручение, заполняет его вторую часть, обязуя свой банк (в котором открыт его текущий счет), перевести деньги на счет поставщика.

При платежном требовании теснее связаны между собой плательщик и получатель денег, а при платежном требовании-поручении, их отношения сознательно усложняются плательщиком, который включает в процесс оплаты свой банк.

Альтернативы при выборе форм расчетов и источников денежных средств при проведении платежей

Если говорить о формах расчетов, то это, в первую очередь, предоплата, отсрочка платежа, а также расчет по факту поставки или предоставления услуг. Наиболее выгодный вариант для получателя услуг – когда все товары и услуги предлагаются с отсрочкой платежа и производственный цикл заканчивается раньше срока расчета за поставленные товары или услуги. В таком случае организация «кредитуется» бесплатно за счет поставщика (товара/услуг) и успевает заработать на чужих деньгах. Если покупка и продажа осуществляется на разных условиях отсрочки и предоплаты, это будет находить свое отражение в балансе в виде дебиторов/кредиторов/товарного остатка.

Что касается альтернативных источников проведения платежей,можно использовать овердрафт, который предусматривает финансирование без открытия ссудного счета. При этом все платежи осуществляются напрямую с текущего счета в рамках заранее оговоренного лимита. Что касается депозитов, то преобладающее большинство банков запрещают при частичном снятии средств перечислять их непосредственно со счёта, на котором размещены депозитные средства. Необходимо сначала перечислить снимаемую сумму на текущий счет, с которого клиент может уже безо всяких ограничений использовать свои средства.

В отношении сумм безналичных операций, а также какой-либо их локализации - ограничений нет.

Расчеты внутри страны всегда происходят в национальной валюте. Также регулируется срок действия платежных документов для их исполнения банком – 30 дней для платежного поручения и 20 дней для платежного требования.

В случае ошибочного перевода суммы перевода на счет ненадлежащего получателя, произошедшего по вине банка, этот банк-нарушитель обязан немедленно перевести за свой счет сумму перевода получателю. В противном случае получатель имеет право в установленном законом порядке требовать от банка-нарушителя инициирования перевода ему суммы перевода плюс уплаты пени в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, которая не может превышать 10 процентов суммы перевода.

Просмотров: 2282 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика