На сегодняшний день у
плательщиков алиментов часто возникают вопросы по определению размера
задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода)
должника, поскольку государственными исполнителями при исполнении своих
обязанностей осуществляются ошибки, которые может исправить только
специалист в области права.
Порядок взыскания алиментов за прошедшее
время и определение задолженности по алиментам, присужденным в доле от
заработка (дохода) плательщика (должника), осуществляется в соответствии
с Законом «Об исполнительном производстве» и Семейного кодекса Украины.
На сегодняшний день Закон «Об исполнительном производстве»
предусматривает, что размер задолженности по уплате алиментов определяется государственным исполнителем по месту исполнения решения в порядке, установленном Семейным кодексом.
Вышеуказанная редакция статьи 74 Закона
«Об исполнительном производстве» начала действовать с 08.03.2011 года. К
этому времени часть 3 статьи 74 Закона отмечала следующее: «Размер
задолженности по алиментам определяется государственным исполнителем по
месту исполнения решения исходя из фактического заработка (доходов),
полученного должником за время, в течение которого взыскание не
производилось или получаемого им на момент определения задолженности в
твердой денежной сумме или в процентном отношении. Если должник в этот
период не работал, задолженность определяется исходя из средней
заработной платы для данной местности».
Итак, государственные исполнители при определении размера
задолженности по алиментам в случае, если должник не работал в период, в
течение которого взыскание не производилось, и/или не работают на
определении задолженности, учитывают размер средней заработной платы для
данной местности.
Но указанные действия государственного
исполнителя не соответствуют требованиям Семейного кодекса Украины и не
должны применяться к плательщикам алиментов, имеющих задолженность по
алиментам, решение по которым было принято до 08.03.2011 года.
Так в соответствии с положениями части 3
статьи 195 Семейного кодекса Украины, если плательщик алиментов не
работал во время возникновения задолженности и не работает на время
определения ее размера, она исчисляется исходя из средней заработной
платы работника для данной местности. Данные положения части 3 статьи
195 СКУ начали действовать с 08.03.2011 года в связи с принятием Закона
Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном
производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины
относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения
решений судов и других органов (должностных лиц)».
И это неслучайно, поскольку законодателю
необходимо согласовывать нормы законодательства Украины с целью
предотвращения возникновения недоразумений и конфликтов.
Итак, начиная лишь с 08.03.2011 года задолженность
по уплате алиментов в случае, если плательщик не работал в период, в
течение которого взыскание не проводилось и не работает на время
определения задолженности, определяется государственным исполнителем
исходя из средней заработной платы для данной местности.
Государственными исполнителями ошибочно
применяются указанные положения законодательства и к отношениям,
возникшим до 08.03.2011 года в связи с наличием решения суда о взыскании
алиментов, то есть, государственный исполнитель учитывает размер
средней заработной платы для соответствующей местности при определении
задолженности по уплате алиментов в период до 08.03.2011 года, что
является нарушением законодательства Украины, поскольку Семейным
кодексом Украины в части 3 статьи 195 редакции, действовавшей до
08.03.2011 года, было предусмотрено следующее: «Если плательщик
алиментов не работал на время возникновения задолженности и не работает
на определении ее размера , она исчисляется исходя из средней заработной
платы работника соответствующей квалификации или неквалифицированного
работника для данной местности».
То есть, при определении размера задолженности плательщиков алиментов, которые не работали в период до 2011 года,
государственный исполнитель обязан учитывать среднюю заработную плату
работника соответствующей квалификации и только в случае отсутствия у
должника (плательщика алиментов) соответствующей квалификации —
учитывать среднюю заработную плату неквалифицированного работника для
данной местности.
Вышеупомянутые нормы законов действовали
только в период до 08.03.2011 года и распространяются на отношения по
определению задолженности по уплате алиментов только на тех лиц, которые
выплачивают алименты по решению судов, вступивших в законную силу до
08.03.2011, и только при условии наличии задолженности.
Не случайно Законом Украины «О внесении
изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые
другие законодательные акты Украины относительно совершенствования
процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов
(должностных лиц)» были внесены изменения и в Семейный кодекс Украины в
части определения размера задолженности по алиментам.
Стоит отметить, что с учетом
материального или семейного положения плательщика алиментов суд может
отсрочить или рассрочить уплату задолженности по алиментам, полностью
или частично освободить его от уплаты задолженности и т.д. Размер
алиментов не может быть меньше установленного Семейным кодексом Украины.
Учитывая все вышеизложенные
обстоятельства, только специалист в области права, в частности, адвокат,
способен проанализировать соответствующие нормы законодательства
Украины, составить правовую позицию по делу и указать государственному
исполнителю на недостатки в его работе.
Даниил Наливайко, адвокат
Источник ЮРЛИГА