Министерство доходов и сборов Украины (Миндоходов) намерено
окончательно ликвидировать схему уклонения от уплаты акцизного сбора с
автотранспорта, когда машины ввозят в страну как грузовые, а потом
переоформляют как пассажирские. Об этом сообщает Коммерсант-Украина.
Суть схемы заключается в том, что автомобили ввозят по товарной
позиции 8704 (грузовой транспорт), которая не облагается акцизным
сбором, с последующим оформлением в качестве пассажирского транспорта
(8703). Если бы транспорт изначально ввозился по таможенному коду 8703,
то требовалось бы уплатить акциз в соответствии с действующей ставкой —
от 0,03 евро до 3,81 евро за 1 куб. см объема двигателей (или 109 евро
за 1 шт. электротранспорта).
Поэтому в Миндоходов предлагают ликвидировать эту схему, обязав
собственников транспортных средств уплачивать полную ставку акцизного
сбора при переоформлении автомобилей. Об этом сказано в проекте закона,
обнародованном на сайте министерства. Согласно пояснительной записке, по
итогам 2011 г. в страну было ввезено почти 99 тыс. транспортных
средств, оформленных по коду 8704, из которых 32%, или 31,61 тыс. шт.,
впоследствии были переоформлены как транспорт для перевозки пассажиров.
«Датой возникновения налоговых обязательств в случае переоборудования
неподакцизного транспорта в подакцизный легковой автомобиль является
дата окончания переоборудования», — отмечается в документе. Справку об
уплате соответствующего сбора собственники переоборудованного транспорта
должны предоставить в МВД. Внедрение этой нормы позволит получать в
госбюджет от акциза до 300 млн грн в год.
В ассоциациях автоперевозчиков признают наличие проблемы
переоформления грузового транспорта в пассажирский. «К такой практике
прибегают нелегальные автоперевозчики, закупая грузовые Mercedes или
Volkswagen», — говорит президент Всеукраинской ассоциации
автоперевозчиков народный депутат Игорь Шкиря (Партия регионов). В то же
время он отметил, что еще не ознакомлен с законопроектом, поэтому не
берется комментировать последствия его принятия. От комментариев
отказались и в Ассоциации международных автоперевозчиков.
Между тем, по словам гендиректора Всеукраинской ассоциации
автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, такая схема уже не
используется. «МВД ужесточило контроль над переоборудованием грузового
автотранспорта в пассажирский, взимая при таком переоформлении
недополученный акцизный сбор. Другое дело, что этот сбор сейчас
регламентируется только подзаконными актами, и теоретически такая
практика может быть оспорена в суде», — пояснил Назаренко.
«С одной стороны, такая инициатива правильна: сбор должен быть
одинаковым для всех, иначе это приводит к коррупции, в том числе при
переоформлении транспорта. С другой стороны — акцизный сбор с
автотранспорта используется только в Украине. Этот сбор достаточно
высокий, что и стимулирует представителей бизнеса к нарушениям», —
уверен эксперт.