Есть отдельная категория велосипедов, удобных и в мегаполисе, и в тихих
пригородах, и на природе. Их называют ситибайками (городскими
велосипедами), и созданы они специально для не слишком спортивных
горожан. Этот тип велосипедов идеален для неспешного и удобного
передвижения по городу или просто катания в парке.
На что обращать внимание
Характерные черты городского велосипеда – закрытая (мужская) или
открытая (женская) рама, чаще всего большие колеса с шинами средней
толщины, как правило, педальные тормоза. Всегда присутствуют несъемные
щитки на колесах, защита цепи, багажник. Некоторые городские велосипеды
сразу комплектуются фарами, поворотниками и сигналом – для городских
условий это просто необходимо. Посадка на городском велосипеде очень
высокая, что разгружает руки, а седло – подпружиненное или установленное
на амортизационном подседельном штыре, который заметно увеличивает
комфорт при езде.
Основа любого велосипеда – рама. Рамы дорожных велосипедов бывают
закрытыми (трапециевидными, «мужскими») и открытыми (без верхней трубы,
«женскими»). Разница тут, скорее, эстетическая, но при покупке
велосипеда с закрытой рамой необходимо учитывать, что расстояние между
верхней трубой рамы и промежностью должно быть не менее 10 см (ширина
ладони), чтобы избежать травматизма при резком аварийном соскакивании.
Широкие мягкие седла – для спокойного перемещения по городу. Узкие и жесткие – для длительных поездок или спортивной езды
Далее – амортизация. Желательно, чтобы она была передней. Велосипед с
такой амортизацией называется хардтейлом («жестким хвостом»). Без нее
байк пригоден только для езды по асфальту.
Следующий важный элемент – седло. К седлу городского велосипеда
предъявляется пара основных требований. Во-первых, оно должно быть
удобным. Во-вторых – не нарушать кровообращение. То есть должна быть
возможность регулировать его по высоте, продольному смещению и углу
наклона.
Еще пара правил. Широкие мягкие седла – для спокойного перемещения по
городу. Узкие и жесткие – для длительных поездок или спортивной езды.
Колеса. Диаметр может быть 26’’ или 28’’. Второй вариант хорош, если
придется преодолевать бордюры и лестницы. Велосипед с колесами 26’’
более управляем, но некомфортно едет по дороге с мелкими неровностями –
колесо может переехать препятствие не более 1/3 своего радиуса.
Шаг велосипеда (расстояние, которое он проезжает за полный оборот
педалей) зависит от числа зубьев звездочек в передаче и диаметра колеса.
У велосипедов с многоступенчатой передачей шаг варьируется от 1,5 до 10
м. Такой широкий диапазон важен для поездок, в которых участки обычной
езды сочетаются с тяжелыми подъемами и спусками, то есть, для городского
ландшафта. Идеальный вариант коробки передач городского велосипеда –
закрытая (планетарная) втулка. Из-за того что детали защищены от пыли и
грязи, срок жизни и надежность велосипеда увеличиваются многократно.
Сопутствующие товары
Стоит принимать во внимание то, что одним велосипедом дело не
ограничится и понадобится разнообразная оснастка для безопасной и
комфортной езды. Общая стоимость таких дополнений может составлять до
трети стоимости самого велосипеда. Лучше всего, если под рукой всегда
будут:
– набор шестигранников с отверткой;
– насос;
– зеркало заднего вида;
– противоугонный замок для велосипеда;
– очки (в городе очень пыльно);
– запасная камера;
– смазка для цепи;
– перчатки – по желанию, но с ними значительно удобнее. Шлем – обязательно!
Сколько стоит
– 1000-2000 гривен. В основном, китайские. Для взрослых самая
неподходящая категория – быстро ломаются, а ремонт будет стоить столько
же.
Выбирая дорожный байк, оглянитесь сначала вокруг: сможет ли ваш выбор осилить окружающий ландшафт
– 2500-3000 гривен. Приличные малобюджетные велосипеды, если на них
ездить не так часто (часа по два в день). В этой ценовой категории стоит
обратить внимание на марки Merida, Comanch, Rock Machine.
– 3500-6000 гривен. Хорошие ситибайки, рассчитанные на довольно
длительные ежедневные прогулки. В этой категории лучше брать велосипед
производителей, которые не дерут деньги за бренд: Author, Kellys, KTM,
Univega, Merida, Felt.
– 6000-15 000 гривен. Высокобюджетные ситибайки. Это лучшие городские
велосипеды. Требуют минимум технического обслуживания. Фактически вечны.
В этой категории стоит обратить внимание на марки Specialized, Orbea,
Trek, Gary Fisher, Electra, Rock Machine, Felt, Univega, Marin, Giant,
Schwinn, Ghost, Cube.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие
необходимости их обслуживать, так как все наиболее изнашиваемые
механизмы надежно спрятаны. С другой стороны, такие велосипеды
достаточно тяжелы и не предназначены для экстремальных нагрузок. Так
что, выбирая дорожный байк, оглянитесь сначала вокруг: сможет ли ваш
выбор осилить окружающий ландшафт.