Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Май » 8 » Как работать по общей системе налогообложения?
23:42
Как работать по общей системе налогообложения?

Общая система налогообложения применятся в том случае, если после постановки на учет в органе ГНС предприниматель не подает заявление о применении упрощенной системы налогообложения.

Предприниматели на общей системе налогообложения имеют возможность регистрироваться в качестве плательщиков НДС. Обязательной регистрации НДС-никами подлежат предприниматели, которые достигли объема налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн. за последние 12 календарных месяцев. При определенных условиях возможна и добровольная регистрация в качестве плательщика НДС.

Осуществление предпринимательской деятельности не обходится без проведения расчетных операций. Расчеты могут проводиться как наличными средствами, так и безналичными. При наличных расчетах предпринимателю-общесистемщику требуется применять регистраторы расчетных операций в соответствии с Законом Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Кроме того, при наличных расчетах зачастую придется приобретать торговые патенты. Так, на общей системе налогообложения нельзя рассчитываться наличными без получения торговых патентов в случаях:

– торговли в пунктах продажи товаров;

– предоставления бытовых услуг;

– осуществления деятельности в сфере развлечений. Порядок приобретения и применения торговых патентов регулируется ст. 267 Налогового кодекса.

Общей системе налогообложения доходов физических лиц – предпринимателей в Налоговом кодексе (НК) посвящена всего одна статья – ст. 177 р. IV. Она называется "Налогообложение доходов, полученных физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения".

Налогом на доходы облагается чистый доход, т. е. разность между общим налогооблагаемым доходом (выручкой в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью предпринимателя.

Доход

Общий налогооблагаемый доход – это выручка, полученная от осуществления предпринимательской деятельности. В доход предпринимателя включаются:

– выручка в виде безналичных денежных средств, поступивших на банковский счет предпринимателя;

– наличная выручка, полученная с применением РРО (КУРО, РК) непосредственно предпринимателем или его работниками в месте осуществления расчетов;

– выручка в неденежной (натуральной) форме;

– суммы предоплаты;

– суммы штрафов и пени, уплаченные предпринимателю другими субъектами хозяйствования за нарушение условий гражданско-правовых договоров;

– суммы, начисленные банком на свободный остаток средств на банковском счете, и др.

Доход определяется по «кассовому методу», т. е. в момент поступления средств. Например, если продукция отгружена в марте, а оплата за нее поступила в мае, то и доход возникнет только мае (в момент оплаты продукции), а не в марте (в момент отгрузки).

Плательщики НДС не включают в свои доходы и расходы суммы НДС, которые входят в цену приобретенных или проданных товаров (работ, услуг).

Расходы

В перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности в соответствии с р. ІІІ НК. То есть предприниматель может включать в расходы не все затраты, разрешенные р. III для юридических лиц, а только те, которые отнесены к расходам операционной деятельности. Что относится к расходам операционной деятельности, указано в п. 138.1 ст. 138 р. III НК.

Исходя из пп. 138.1.1 ст. 138 НК, "расходы операционной деятельности включают: себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и другие расходы берутся для определения объекта налогообложения с учетом пунктов 138.2, 138.11 этой статьи, пунктов 140.2–140.5 статьи 140, статей 142 и 143 и других статей настоящего Кодекса, которые прямо определяют особенности формирования расходов налогоплательщика".

Отметим, что требование о включении в расходы только расходов операционной деятельности действует с 1 августа 2011 года. До этого НК разрешал включать в расходы все расходы по р. III НК. А сам р. III НК вступил в силу только с 1 апреля 2011 года. Значит, формировать расходы на его основании предприниматели могут только после 1 апреля.

Таким образом, в I квартале 2011 года предприниматели формируют расходы, пользуясь нормами ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (т. е. так, как и в 2010 году). С 1 апреля по 1 августа 2011 года расходы формируются на основании р. III НК. А начиная с 1 августа 2011 года в расходы включаются только расходы операционной деятельности согласно р. III НК.

Обращаем внимание, что для предпринимателей-общесистемщиков действует правило: расходы должны быть непосредственно связаны с получением дохода. Кроме того, налоговая служба лишает предпринимателей-общесистемщиков права начислять амортизацию на используемые в хозяйственной деятельности основные фонды.

Исчисление расходов производится исключительно на основании первичных документов.

Сформулируем основные правила включения понесенных предпринимателем затрат в состав расходов:

– затраты подтверждены документально;

– такие затраты относятся к расходам операционной деятельности согласно р. ІІІ НК;

– затраты непосредственно связаны с получением дохода в расчетном периоде.

То есть, чтобы уменьшить размер налогооблагаемого дохода, необходимо выполнение нескольких условий: расходы должны быть оплачены, товар получен (работы, услуги выполнены), расходы непосредственно связаны с получением дохода.

Предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь первичные документы, подтверждающие происхождение товара. Данные Книги учета являются основанием для заполнения годовой декларации о доходах.

Порядок ведения Книги утвержден приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025. Данные Книги учета являются основанием для заполнения декларации о доходах.

Ставка налога

Доходы предпринимателя, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 НК. Данным пунктом установлены две ставки:

15% базы налогообложения (т. е. чистого дохода);

17%, если общая сумма месячного налогооблагаемого дохода превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года, с суммы такого превышения.

Но рассчитывать каждый месяц налог с доходов предпринимателю не нужно, поскольку общесистемщики уплачивают налог авансом.

Расчет налога с применением 17%-ной ставки производится предпринимателями при заполнении годовой декларации о доходах. При этом 17% применяется к части среднемесячного годового дохода, превышающего десятикратный размер минимальной зарплаты. Размер среднемесячного годового дохода рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, деленная на количество календарных месяцев, в течение которых налогоплательщиком были получены такие доходы в отчетном году.

То есть предпринимателю-общесистемщику для определения размера среднемесячного годового дохода необходимо суммировать ежемесячный чистый доход (гр. 12 Книги учета) и разделить на количество месяцев, в которых этот доход получен. Если предприниматель регулярно в течение года получал доходы, то делить нужно на 12 месяцев; если же в каком-то месяце доходов не было, то этот месяц из расчета исключается. Если полученная таким образом сумма среднемесячного годового дохода не превысит 9 410 грн., налог за все месяцы уплачивается по ставке 15%. Если же превысит, то с суммы превышения придется за все месяцы уплатить налог по ставке 17%.

Уплата налога

Предприниматели самостоятельно начисляют себе авансовые платежи. Сумма авансовых платежей на следующий год должна быть не менее 100% годовой суммы налога за прошедший год в сопоставимых условиях. Сумма авансов отражается предпринимателем в годовой декларации. Авансовые платежи вносятся в бюджет ежеквартально по 25% (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября).

Обращаем внимание, что срок уплаты установлен до 15-го числа. То есть последним днем уплаты является 14 марта, мая, августа и ноября.

На основании пп. 177.5.1 НК предприниматели вправе уменьшать сумму авансовых платежей при снижении доходов более чем на 20% в сравнении с расчетной ожидаемой суммой дохода на такой квартал. В этом случае предприниматель может уменьшить сумму авансового платежа, подлежащего уплате в следующий срок, пропорционально уменьшению суммы указанного дохода. Для этого до наступления срока уплаты авансового платежа в орган ГНС подается заявление в произвольной форме с расчетом уменьшения суммы авансового платежа и кратким пояснением обстоятельств, приведших к уменьшению суммы полученного дохода.

Например, авансовые платежи в начале года рассчитывались исходя из ожидаемого дохода за квартал 10 000 грн., а реально доход за ІІ квартал составил менее 8 000 грн.

Можно подать в налоговую инспекцию заявление с новым расчетом авансового платежа на текущий квартал и пояснениями относительно уменьшения суммы дохода.

Чтобы правомерно уменьшить размер авансового платежа, заявление должно быть подано до наступления срока уплаты, т. е. не позднее 13 августа. Обращаем внимание, что такое уменьшение авансового платежа действительно только на один квартал и автоматически до конца года не продлевается. Если доходы предпринимателя не вырастут, то не позднее 13 ноября процедуру следует повторить.

Положительным является тот факт, что НК не требует осуществлять перерасчет авансовых платежей при существенном увеличении сумм дохода.

Отчетность

Предприниматели отчитываются в орган ГНС только по результатам календарного года. Ежемесячная или квартальная отчетность не предусмотрена. Годовую декларацию необходимо представить не позднее 9 февраля следующего года. В такой декларации наряду с доходами от предпринимательской деятельности нужно отражать и другие полученные доходы, в том числе иностранные доходы (п. 177.11 ст. 177 НК).

Согласно пп. 177.5.3 ст. 177 НК окончательный расчет налога за отчетный год осуществляется предпринимателем самостоятельно на основании данных, указанных в годовой налоговой декларации, с учетом уплаченных им в течение года сумм авансовых платежей и платы за торговый патент.

Излишне уплаченные суммы налога зачисляются в счет будущих платежей по налогу с доходов или возвращаются предпринимателю.

Единый взнос

Кроме того, предприниматели обязаны уплачивать за себя единый взнос на основании норм Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Предприниматели начисляют единый взнос за те месяцы, в которых ими был получен чистый доход, по ставке 34,7%.

Взносы уплачиваются в течение года авансом в те же сроки, что и авансовые платежи по налогу на доход – до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября. Размер авансовых платежей должен составлять 25% годовой суммы единого взноса, исчисленной от суммы налогооблагаемого дохода прошлого года.

По итогам года до 10 февраля производится доплата на основании данных годовой налоговой декларации.

Просмотров: 1331 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика