Людей, покинувших территорию проведения АТО, становится все больше. И, несмотря на громкие слова о «Единой Стране» и государственной поддержке, устроиться на новом месте (причем даже не важно, куда именно они переселились) им совсем непросто.
Непросто по многим причинам. Психологический фактор, проблемы с трудоустройством и поиском более-менее сносного жилья, устройство в школы и детские сады детей, попытки наладить нормальную жизнь – все это дается нелегко. Как бы ни называли вынужденных переселенцев официальные органы, как бы красиво не говорили с телеэкранов об участии государства в их судьбе – по сути, эти люди являются беженцами, которые, чтобы получить положенные им права и льготы, должны приложить довольно большие усилия. А часто и преодолеть сопротивление чиновников.
Государство, тем временем, тоже не стремится упростить их положение. В правительстве приняли решение о прекращении соцвыплат и пенсий людям, которые проживают в зоне АТО. Более того, если вы уехали в другой населенный пункт и живете там, но не зарегистрировались и не получили «справку переселенца» – вам тоже платить не будут. Такие ограничения вводит Минсоцполитики с 1 декабря 2014 года.
Всем тем переселенцам, кто еще не занялся оформлением по новому месту проживания следует поторопиться.
Сегодня мы расскажем, как именно проходит этот процесс: куда обращаться в первую очередь, что нужно, чтобы переоформить соцпомощь, пенсию или субсидию, сколько времени займет процесс.
Согласно заявлению министра социальной политики Людмилы Денисовой:
«Те, кто хотят получать пенсии и соцвыплаты, обязаны получить справку переселенца до 1 декабря. В справке будет указано место их проживания и адрес, куда будут перечислены средства вне зоны АТО».
По словам министра, для того, чтобы получить материальную помощь, достаточно этой «справки переселенца». Все данные вносятся в Государственный реестр по социальной защите граждан, а в госорганах уже автоматически определяется адресная социальная помощь – пенсия, помощь на ребенка и так далее.
Но это по словам. А что же на деле?
Начнем по порядку. На временную государственную помощь имеет право каждый переселенец в течение первых 6 месяцев. Кроме того, все, кто получал какие-либо соцвыплаты или пенсии дома, имеют на них право и дальше. А именно:
- Семьи с детьми
- Малообеспеченные семьи
- Инвалиды с детства
- Дети-инвалиды
Помощь назначается органами социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) лица, там же нужно переоформлять соцвыплаты. Для этого надо –
1.Определиться с местом временного проживания.
Помочь в поиске может ресурс, а также многочисленные волонтеры. Телефоны и другие контакты волонтеров можно найти в материале «Куда обращаться беженцам?».
Если у вас есть родня или знакомые в других областях Украины, обращайтесь к ним. Сейчас не до церемоний, речь идет о дальнейшей жизни вашей семьи и на первых порах вам, так или иначе, понадобиться помощь. Тем не менее, рассчитывать, что жилье, работу или еще что-то вам предоставят без ваших усилий не стоит. Придется побороться.
2.Получить справку переселенца. Причем до 1 декабря – по вышеназванной причине. Это ваша основная и самая актуальная задача.
Итак, вы приехали в некий населенный пункт. Если вам неизвестно, где находится отделение социальной защиты, позвоните в областной департамент социальной защиты и поинтересуйтесь у них, где расположено и как работает районное УТЗСН. На сайте Минсоцполитики можно найти актуальную информацию (там еще много полезного). Если что – звоните на бесплатную «Горячую линию» 0 800 507 309.
Предположим, вы дозвонились до местного отделения и вам назначают прием… на середину декабря или январь. Это ситуация не выдуманная, о ней рассказал один из вынужденных переселенцев. Не ждите, узнавайте часы приема и идите лично. Стойте в очереди, добивайтесь.
Бывает и так, что прием вам назначат быстро, но начнут требовать кучу всяких справок: о составе семьи, из ЖЭКа по месту фактического проживания, даже из БТИ (о том, что у вас нет другого жилья, кроме того, оставшегося в зоне АТО). Оригиналы всех основных документов, их копии, трудовые книжки – в общем, все что угодно. Чаще всего жалуются на такие требования переселенцы в Харьковской, Донецкой, Луганской и Днепропетровской областях.
Насколько обоснованы эти требования и проволочки?
Вообще не обоснованы.
Во-первых, единственные документы, которые требуются для получения «справки вынужденного переселенца» и продолжения социальных выплат на новом месте, это:
- Паспорт
- Справку о присвоении идентификационного номера
Это все, что требуется официально Министерством соцполитики. Могут попросить свидетельство о браке и свидетельство о рождении. Попросить, но не требовать.
Во-вторых, если у вас нет даже этих документов (мало ли, как пришлось уезжать), то вам обязаны выдать временное удостоверение – тут же, во время первого посещения, а не через неделю или месяц. И все равно дать справку!
Как действовать, если требований слишком много? Юрист Олег Ковальрекомендует:
«Просите письменный отказ. Вы имеете на него право в соответствии с 8-м пунктом Постановления КМУ №509. Пусть так и пишут: «Справку не предоставим на основании отсутствия таких-то документов».
99 процентов, что вам пойдут на встречу и «вдруг» найдется способ обойти требования. Если нет – звоните опять-таки на «горячую линию» и регистрируйте жалобу, с указанием времени, места и обстоятельств отказа (у вас есть официальный документ, что вы обращались, а справку не получили)».
Точно также действуйте, если вам заявляют, что выдадут «справку переселенца» через какое-то время (например, через месяц, три месяца или полгода после регистрации в УТСЗН). Или если вам отказывают в предоставлении помощи. Это тоже незаконно.
3.Написать заявление о назначении помощи и переводе соцвыплат по новому месту жительства.
Согласно сообщению Министерства социальной политики:
«Денежная помощь предоставляется со дня обращения за ее назначением и выплачивается на срок не более 6 месяцев. Размер помощи: для нетрудоспособных лиц (пенсионеры, инвалиды, дети) — 884 гривны на одного человека (члена семьи). Для трудоспособных лиц — 442 гривны на одного человека (члена семьи). Общая сумма помощи на семью не может превышать 2400 гривен. Выплата денежной помощи осуществляется путем перечисления на банковский счет.
Если в составе семьи, которой будет назначено пособие, есть лица трудоспособного возраста, которые в течение двух месяцев со дня назначения выплаты не трудоустроились, в том числе при содействии государственной службы занятости, размер пособия для них на следующие два месяца уменьшается на 50%, а на следующий период – прекратится».
Что касается соцвыплат, то органы социальной защиты населения продолжают начисления по электронной личным делом. В Киеве перевод выплат занимает от недели до месяца, пояснили в Киевском городском центре по начислению и осуществлению социальных выплат (телефоны: (044) 404-21-88, (044) 404-21-15).
Примерно на такие сроки следует ориентироваться и в других регионах. Если вам начинают морочить голову и рассказывать о требованиях по минимальным срокам регистрации, или используют другие отговорки – действуйте по описанному выше плану. То есть, пусть зарегистрируют ваше обращение и пропишут все требования, сроки и тому подобное в письменном виде.
Если вы претендуете на субсидии и льготы, но не можете предоставить документов о доходах и имущественном состоянии своей семьи, вы должны указать эти данные в Декларации о доходах и имущественном состоянии лиц, обратившихся за назначением всех видов государственной социальной помощи. Опять-таки, отказать вам на основании отсутствия документов о доходах вам не могут.
Как показывает практика, на открытое противостояние распоряжению Минсоцполитики чиновники идут неохотно, но пока вы будете грустно кивать, ждать и соглашаться, вас могут долго гонять по инстанциям. Справедливости ради надо отметить, что многие сотрудники отделов соцзащиты стараются как раз помочь, разъяснить и ускорить дело. Так что не стоит сразу настраиваться на негатив, но и права свои нарушать не позволяйте.
4.Пенсионерам, помимо органов соцзащиты нужно будет обратиться еще и в управление Пенсионного фонда Украины в районе фактическогопроживания со следующими документами:
- Заявленим о запросе пенсионного дела
- Справкой переселенца
- Паспортом
- Пенсионным удостоверением (при наличии)
- Копиями перечисленных документов
Органом Фонда формируется запрос на электронное пенсионное дело. По данным электронного пенсионного дела выплата пенсии производится с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства.
Телефон «Горячей линии» Пенсионного фонда Украины, по которому можно обратиться за дополнительной информацией: 0 800 503 753.
Главное помните – в нашей стране получить то, что полагается по закону бывает очень сложно, но терпение, настойчивость и уверенность в своей правоте помогают в этом. Нужно пробовать и бороться за свои права.
|