Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Апрель » 18 » Фундамент командообразования
10:57
Фундамент командообразования
«На верность проверяются таланты,
Нам есть, за что судьбу благодарить.
Мы преданы единственной команде,
Команде, без которой нам не жить.
Тебе судьбу мою вершить,
Тебе одной меня судить.
Команда молодости нашей,
Команда, без которой нам не жить».

Как «тимбилдинг» пост-советское пространство покорял

Еще 30 лет назад эта песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова звучала из каждой радиоточки и была одним из маршей школьных спортивных олимпиад. Сегодня на словосочетание «Команда, без которой нам не жить» Google выдает ссылки на сайты, посвященные управлению персоналом, и статьи по организационному командообразованию.

Перенос понятия «команда» из спорта в бизнес произошел на территории бывшего СССР в перестроечное время. Словосочетание «трудовой коллектив» стало синонимом старой эпохи, новому времени понадобился новый язык, как средство «отстройки» от прошлого опыта. Тогда казалось, что стоит только переименовать эту жизнь (улицы, названия профессий и процессов), и она сама собой переменится к лучшему. Вместе с иностранным капиталом на рынок стали приходить и западные технологии развития персонала. Тимбилдинг – построение команды – одна из таких технологий. В слове этом, а затем и в понятии, переплелись романтика реальных спортивных достижений, коллективистская идеология Великого Государства и надежда на волшебную палочку от неведомого Капиталистического Рая.

Сегодня понятия «команда» и «командообразование» стали просто рыночными клише.

Понимает ли заказчик (собственник, руководитель, HR-директор), какой конкретный результат получит бизнес от тренинга, в целях которого прописаны отработка у всех членов группы «навыка успешного взаимодействия в команде» и «умения повести за собой»?

Зачем с помощью специально разработанных упражнений искусственно «повышать командную сплоченность»? Что делать с возможным «побочным эффектом» развития групповой сплоченности – круговой порукой?

Нужны ли бизнесу команды и командообразовательные процедуры? Давайте разберёмся в этих вопросах вместе.

Разговор «по понятиям» :-)

Показательным является такой факт: компании, заявляющие в перечне своих услуг «командообразование», часто позиционируют себя на рынке как провайдеры активного отдыха, определяя, тем самым, суть своей деятельности. Какие же тренинговые программы будут направлены на оптимизацию работы?

Для начала разговора введем несколько определений:

Социальной группой называется совокупность двух и более людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга (Марвин Шоу).

Термин «социальная группа» является универсальным определением любых разновидностей общности людей. Все другие определения будут указывать на задачу, для решения которой эта группа сформирована (тренинговая, рабочая, команда, коллектив).

Коллектив – это социальная группа, объединенная на добровольных началах совместной деятельностью, направленной на достижение цели.


Трудовой коллектив – добровольное, организационно оформленное объединение наемных работников, созданное для производства конечного продукта/решения поставленной задачи.


Рабочая группа – кратковременное объединение членов коллектива для решения локальной бизнес-задачи.


Как видим, терминов «трудовой коллектив» и «рабочая группа» вполне достаточно для описания процессов, происходящих на наших с вами рабочих местах. Тогда для чего же имеет смысл вводить еще один термин – «команда»?

Что такое команда?

Командой мы называем добровольное объединение специалистов экстра-класса, организованное для решения сверхзадачи (А.М.Дружинин)

Под сверхзадачей мы понимаем задачу, выходящую за пределы возможностей среднего специалиста или группы средних специалистов. Это цель, достижение которой кажется невозможным в принципе и никогда. То, о чем принято только фантазировать, то, о чем говорят – «Нереально!». Но вот находится человек, произносит «Хочу!» – и начинает формировать команду.

Покорение Эвереста, полет на Луну, восстановление «Данаи» Рембрандта – все это примеры сверхзадач, на сегодня уже решенных. Решение каждой из них требовало привлечения сверхресурсов и определенных принципов построения работы, а именно:

— Сверхзадача была сформулирована до начала работы и представляла собой измеримый, заранее определенный желаемый результат. Специалисты подбирались под решение задачи.

— В команду объединялись специалисты экстра-класса. Для человека, обладающего высоким уровнем профессионализма, решение нетривиальной задачи является сильным мотивом для продвижения вперед. Достижение этого конкретного результата – основной мотив согласия работать для каждого члена команды.

— Было получено реальное добровольное согласие людей работать над сверхзадачей, что гарантировало максимально полное вовлечение и полную отдачу. Такое реальное согласие обеспечивалось полной осведомленностью о рисках и уверенностью в получении бонуса.

— Работа проводилась в условиях максимального доверия между членами команды. «Удерживать» собственную мотивацию на предельном уровне можно только будучи убежденным, что смежники также выкладываются по полной.


Картина Рембрандта «Даная» была практически уничтожена вандалом, облившим полотно серной кислотой и сделавшим несколько глубоких ножевых разрезов – 30 % авторской живописи были утрачены. Представить себе «Данаю» возрожденной было невозможно, и только партийные руководители могли додуматься до приказа – картина должна быть возвращена в экспозицию Эрмитажа!

Восстановление картины длилось 12 лет, работа, проделанная химиками и реставраторами, – беспрецедентна. Принимать решения приходилось, не имея никакого опыта — универсальных правил, как действовать в подобных ситуациях, не существует, ведь каждая картина уникальна.

На вопрос журналистов во сколько обошлась реставрация «Данаи», Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, ответил так: «Подсчитать невозможно, но мы обошлись минимальными суммами. На Западе реставрационные работы стоят 200 долларов в час. Умножьте на 12 лет, и получите ту сумму, которую пришлось бы выложить за реставрацию на Западе. Наши реставраторы получают зарплату около 100 долларов в месяц».


Работа над сверхзадачей – вызов профессионализму каждого из членов команды. Понятия «работа на себя» и «работа на результат» становятся синонимами. Отсутствуют конкуренция и саботаж задачи. После достижения цели команда распадается.

«Команда» в жизни компании

В реальном бизнесе конечный результат, получение прибыли, мотивирует тех, кому эта прибыль принадлежит, т. е. собственников предприятия. Если, конечно, это не акционерное общество с возможностью выкупа акций его работниками. Поэтому все системы материального и нематериального стимулирования персонала, не связанные с прибылью напрямую, в значительной степени блокируют возможность для постановки сверхзадачи. Мотивы сотрудничества с предприятием у каждого свои, а общей цели – нет. Командная работа на общий результат становится невозможной по определению.

Создание компании, состоящей из специалистов экстра-класса, имело бы смысл при сверхзадаче уровня «Достижение монополии на рынке», и могло бы привести к появлению самомотивированной организации. Но такой эксперимент вряд ли по силам бизнесу, прежде всего, финансово. А для решения более скромной задачи получения или увеличения прибыли вполне достаточно способствовать наращиванию эффективности труда коллектива.

Таким образом, перед собственником и управленцем теперь стоит понятная цель: нужно сделать так, чтобы за единицу времени группа (трудовой коллектив) произвела как можно больше полезной работы.

Полезная работа – это действия персонала, способствующие реализации основного бизнес-процесса компании.

Полезная работа всегда состоит из двух компонентов:

— Производственная активность (создание индивидуального продукта)

— Межперсональное взаимодействие (обеспечивает интеграцию результата каждого сотрудника в общий продукт).

Соответственно, эффективность труда нужно повышать как через рост профессионализма сотрудников (например, «продуктовое» обучение), так и через устранение прогнозируемых сложностей межперсонального взаимодействия, таких как:

— Саботаж решения задачи, замаскированный под «непонимание» («Я не понимаю, как мне выполнить план»).

— Устранение персональной ответственности за свой результат под видом заботы об общем результате (Для того чтобы выполнить план, руководитель сам занимается прямыми продажами, вместо того чтобы организовать работу подчиненных. Часто – гордится собственной исполнительской эффективностью).

— Внутренняя конкуренция (жалобы на работу смежников, вместо конструктивных предложений по оптимизации процессов).

В выявлении и конструктивной утилизации этих сложностей и заключается та практическая польза, которую могут принести бизнесу Тренинги по наращиванию групповой продуктивности, проводимые в парадигме Социально-психологического тренинга (СПТ).

* Социально-психологический тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в межперсональном взаимодействии. От бизнес-тренинга отличается тем, что решение учебной задачи происходит с опорой на групповую динамику. Групповая динамика — изменение во времени системы взаимоотношений членов группы. Именно эта система и является фундаментальной характеристикой группы, определяющей все нюансы ее жизнедеятельности (А.М.Дружинин)

Наталия ЩЕРБИНА, руководитель ТА «Мастерская»

Александр ФИАЛКОВСКИЙ, тренер ТА «Мастерская»
Просмотров: 876 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика