Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2015 » Апрель » 9 » Бездействие власти может парализовать интернет-торговлю
12:08
Бездействие власти может парализовать интернет-торговлю

Три с половиной месяца назад  депутаты проголосовали за внесение изменений в Налоговый кодекс и другие законы Украины, обязывающие интернет-магазины внедрить кассовые аппараты. Физические лица предприниматели (ФЛП) третьей группы будут обязаны выдавать покупателям кассовые чеки с 1 июля 2015 года, второй группы – с 1 января 2016-го.

Через два с половиной месяца ФЛП третьей группы начнут штрафовать за несоблюдение новых законодательных норм (кроме тех, кто воспользуется условиями моратория на проверки).

Однако до сих пор не устранен целый ряд проблем, препятствующих внедрению и применению регистраторов расчетных операций (РРО).

Законодательный парадокс: выполнить один закон можно только, нарушив другой. 

Наиболее актуальное для е-маркетов препятствие ведению бизнеса – отсутствие законодательного механизма, по которому интернет-магазины смогут выдавать кассовые чеки при отправке товара наложенным платежом.

У многих web торговцев значительная часть продаж осуществляется через службы доставки. А согласно законодательству, кассовый чек продавец может выдать только в момент получения денег от покупателя. Сейчас некоторым интернет-магазинам, уже использующим РРО, приходится на свой страх и риск печатать кассовый чек перед отправкой товара и оформлять возврат, если покупатель отзывается от посылки.

Все опрошенные InternetUA эксперты, депутаты, представители бизнеса почеркнули, что пока не существует узаконенного механизма выдачи чека при пересылке товара наложенным платежом. Зато есть штрафы. Мы уже писали о размере санкций за неиспользование РРО и несоблюдение порядка их применения.

Андрей Журжий, народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики:

-  Сегодня ни у кого нет ответа на вопрос о механизме выдачи кассового чека наложенным платежом. Его отсутствие, на мой взгляд, большая проблема. Реальной работающей схемы до сих пор нет. Мы общались с представителями служб доставки. Они пытаются найти решение через привлечение компаний, которые имеют лицензии на денежные переводы. Думаю, в ближайшее время важно создать рабочую группу, пригласить в нее представителей Минфина, ГФС, интернет-магазинов, служб доставки, производителей РРО. И на площадке нашего Комитета совместно проработать системное решение. 

Андрей Фомичев, адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум»:

- К сожалению, но ответа на вопрос ни у кого нет. Консультанты хотят обезопасить бизнес и предлагают применять другие схемы расчетов – безналичные платежи, альтернативные платежные системы. Возможно, комиссионные договора найдут широкое применение. Когда службы доставки станут выступать в роли комиссионера и будут вправе реализовывать товар на месте. Определенно, уповать на чиновников я бы не стал. Они до последнего не пропишут четкого механизма расчетов при отправке товара наложенным платежом.

Дмитрий Покотило, управляющий партнер F.ua «Тот самый магазин»:

- Поскольку мы не берем предоплату, деньги нам на счет не поступают — мы и не можем выдать чек покупателю. Ведь чек - только при получении денег. Опыт иностранных интернет-магазинов основывается в первую очередь на оплате через карту, а таких покупателей у нас в стране ещё - не большинство.  Покупателю сейчас спокойнее получить товар, убедиться, что он доехал, а потом оплатить. Мы надеемся, что перевозчик сможет выдавать чек за нас — это был бы приемлемый вариант.

Мы надеемся, что будет разработан приемлемый механизм. Если же нас начнут штрафовать, будем защищать свои права через суд.

В целом же, мы однозначно поддерживаем все действия по легализации рынка. Таким образом, теневым игрокам будет неудобно работать, и с рынка будут уходить продавцы «серой» и контрафактной продукции. А легализация экономики — это большее наполнения бюджета. Поскольку мы продаем только официально ввезённую продукцию, наведение порядка на рынке нам только в плюс.

Дмитрий Латанский, руководитель надежного магазина «Repka.UA»

- Решение здесь должно быть таким же, как и в других странах: интернет-магазин печатает чек при упаковке товара на своем складе, покупатель получает посылку в запечатанном виде. В свою очередь, курьерская служба не принимает в этом процессе никакого участия, за исключением приема денег с последующим перечислением их на счет магазина. Варианты, когда перевозчик  сам печатает чеки, мне кажется, даже не должны обсуждаться. Что для этого нужно делать? Наверно, изменить норму закона, который говорит о том, что чек печатается в момент передачи товара, потому что в дистанционной торговле соблюсти это практически невозможно.

Скорее всего, к 1-му июля что-то решится. Можно вспомнить закон «О защите персональных данных», в котором тоже было много неясностей,  в результате несколько раз переносили вступление в силу, а потом и вовсе отменили. Поэтому я думаю, что в данном случае будет что-то похожее – либо до 1-го июля будут устранены противоречия в законодательстве, либо будут перенесены сроки. Так или иначе, в том виде, в котором закон существует сейчас, применить его невозможно. Я думаю, что, несмотря на все сложности, которые есть в нашем государстве, штрафовать в данной ситуации пока никого не будут. Закон у всех на слуху и все его недоработки тоже. А если все-таки такое произойдет, то защищать свои права у нас можно единственным способом – отстаивать их в суде.

В целом же минусы внедрения РРО, это, наверно, все то, что мы сейчас переживаем: закон вводится, как попало, без четкого и понятного алгоритма действий и без необходимых ресурсов. Плюс – это то, что с началом действия этого закона, можно говорить о том, интернет-бизнес и электронная коммерция в Украине начинает переходить на какой-то цивилизованный уровень. Надеюсь,  через некоторое время мы сможем говорить, что интернет-магазины – это абсолютно белые и чистые компании. Такие компании становятся  интересны и банкам, и инвестиционным фондам, что со временем может привести к  изменению ситуации на рынке. При появлении новых игроков, прихода на рынок иностранных фондов и интернет-магазинов произойдет  переход рынка на совершенно новый уровень.

Геннадий Вербиленко, генеральный директор Comfy:

- Мы выступаем за внедрение кассовых аппаратов. В стране функционирует колоссальный теневой оборот. К примеру, на нашем рынке бытовой техники и электроники «белый» годовой оборот достигает порядка 60 млрд грн. Примерно столько же находится в тени. Огромный «черный» оборот наличности – проблема как для бизнеса, так и для страны в целом.

Вместе с тем использование кассовых аппаратов в  дистанционной торговле практически не урегулировано. Подавляющее большинство интернет-магазинов, прикрываясь частными предпринимателями, не применяют РРО и не отражают в отчетности свои продажи, используя неучтенные наличные средства для покупки контрабандного товара. Таким образом, отсутствие учета продаж приводит к росту спроса на контрабанду и процветанию коррупционных схем на таможне. Безусловно, на таможне нужно наводить порядок, но коррупцию очень тяжело побороть, если существует огромный спрос на контрабанду со стороны большого количества предприятий и предпринимателей, работающих с «черной» наличностью. Вывод – нужно в первую очередь устранять причины, а не бороться только со следствиями.

Электронная торговля в стране уже достигает достаточно серьезных оборотов. К примеру, онлайн-продажи только бытовой техники и электроники уже занимают 15-20% (более 10 млрд грн в год) всего рынка БТиЭ. Считаю, механизм использования РРО в дистанционной торговле важно проработать с регуляторными органами, особенно с Минфином.  Мы, как и другие компании, готовы принять участие в разработке путей решения проблемы. В целом отрасль розничной торговли оборачивает более 900 млрд грн в год, и это только по официальным данным! Необходимо выводить торговлю из тени.

Вторая проблема –  дефицит кассовых аппаратов.

По данным озвученным представителями ГФС в ходе круглого стола, до 1 июля 2015 года внедрить РРО должны 250 000 ФЛП третьей группы, до 1 января 2016-го – 550 000 предпринимателей второй группы. Итого 800 тысяч субъектов. Всем им нужно приобрести, как минимум, один кассовый аппарат. Интернет-магазинам, в которых товар доставляют «свои» курьеры, – минимум два.  

По словам одного из представителей профильных ассоциаций,  в ходе обсуждения темы с производителями РРО, последние заявили, что в месяц они могут произвести только 20 тыс. кассовых аппаратов (или 800 тыс.  РРО - за 40 месяцев). Т.е. по факту получаем, что до указанных в законах сроках внедрения РРО необходимое количество аппаратов попросту не успеют выпустить. «В установленные сроки нормы закона физически не выполнимы всеми предпринимателями», - подчеркнул представитель бизнеса.  Но, по-видимому, при подготовке изменений в Налоговый кодекс депутаты и чиновники не посчитали нужным учесть такие «мелочи».

А 1 июля 2015 опять-таки начнут  применяться штрафы за неиспользование РРО. InternetUA поинтересовался у юриста, может ли отсутствие товара у производителя стать аргументом в «споре» с налоговиками. «Такого принципа как «освобождение от ответственности по объективным причинам» не существует. Поэтому все предприниматели, которые в срок до 1 июля этого года не установят кассовые аппараты и будут проводить наличные расчеты, подвергнуться суровой финансовой ответственности. Если к этому времени общественность не забьет тревогу и не заставит правительство или законодателя отсрочить введения обязательного РРО, - подчеркнул Андрей Фомичев из «Юскутум». -  С другой стороны, спрос рождает предложение. Поэтому если на РРО будет большой спрос, умельцы смогут организовать оперативные поставки таких аппаратов в полном объеме».

Стоит отметить, что производители РРО имеют право продавать только кассовые аппараты, включенные в Государственный реестр регистраторов расчетных операций. Ныне в реестр включена продукция около двадцати компаний.

По словам Дмитрия Латанского, если кассовых аппаратов действительно будет не хватать, то важно инициировать перенос сроков: «На месте фискальных органов я бы задумался о том, чтобы вообще отказаться от РРО, потому что они неизбежно устаревают и необходимо переходить на электронные отчетности. Я думаю, было бы хорошо, если бы государство разработало форму электронного чека, чтобы можно было использовать смартфоны или другие инструменты отчетности, как это сейчас применяется при подаче отчетности юридическими лицами».

Солидарны с предпринимателями и представители власти. Ксения Ляпина, председатель Государственной регуляторной службы в ходе круглого стола отметила, что, судя по озвученным данным, бизнес не готов внедрить РРО в установленные сроки.

 

Заместитель директора Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины Юрий Романюк отметил, что в ведомстве  готовы дискутировать по сроку введения РРО, но не могут поддержать предложение об освобождении плательщиков единого налога второй и третьей от обязательного применения в своей деятельности РРО: «Понимаем сложное состояние и у плательщиков, и у государства. Трудно найти средства на их приобретение, но позиция Минфина заключается в том РРО необходимо вводить».

Но пока представители власти не готовы сказать, будут ли действительно перенесены сроки и какую временную "фору" может получить бизнес. 

Нюансы ценообразования.

Также в ходе круглого стола было очень много замечаний со стороны предпринимателей по поводу высокой стоимости кассовых аппаратов – до 10 тыс. грн: «На фоне падающей цены на высокотехнологичные гаджеты (те же смартфоны) удивляют все возрастающая стоимость на простейшие кассовые аппараты». Представители одной из компаний-производителей РРО, присутствовавшие на мероприятии, пообещали снизить цену в 2-3 раза.

По словам народного депутата Андрея Журжия, одной из ключевых проблем внедрения РРО для предпринимателей остается их цена: «Производители обещают снизить стоимость за счет возрастающей конкуренции на рынке. Также заявяют о готовности выводить на рынок кассовые аппараты с минимальными необходимыми функциями. Такие аппараты будут стоить около 2 тыс. грн. Думаю, это приемлемая цена».

Снижение «пресса» налоговой под большим вопросом.  

Многие предприниматели опасаются усиления «давления» со стороны фискалов после внедрения ими РРО. По словам Андрея Журжия, депутаты должны изменить порядок проверок использования кассовых аппаратов и снизить штрафные санкции: «На сегодняшний день зафиксировано очень много случаев, когда за технические ошибки предпринимателям насчитывали миллионные штрафы. Например, к нам в Комитет обратилось предприятие, которое оштрафовали на 1 млн грн за то, что в кассовой книге ошибочно записали дату (вместо 24 – 25). Считаю это нонсенсом. Санкции должны быть только в случае, если не пробит чек или кассовый аппарат вообще не используется». Депутат надеется, что соответствующие правки удастся внести в законодательство. В частности, в принятый в первом чтении законопроект № 1088 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг (относительно государственных гарантий субъектам хозяйствования в применении ими регистраторов)», инициированный народным депутатом Оксаной Продан.

Директор Департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы Украины Неля Привалова, анализируя законопроект №1088, сообщила, что ГФС готова рассматривать вопрос о снижении ответственности и штрафных санкций. И поддержать еще несколько пунктов документа, но далеко не все.

Ксения Ляпина заверила, что «министр финансов нам пообещала сделать все, чтобы упростить работу с кассовыми аппаратами».

По словам Геннадия Вербиленко, опасения по поводу внедрения РРО в основном высказывают те предприниматели, которые их никогда не использовали: «Они опасаются увеличения «пресса» со стороны налоговой. На самом деле, к компаниям, которые работают с кассовыми аппаратами, минимальное количество вопросов со стороны налоговой инспекции. Мы используем РРО с начала деятельности компании. Уже 8-10 лет как представители налоговой, мониторящие соблюдение кассовой дисциплины, практически потеряли интерес к такого рода проверкам: им попросту нет смысла тратить время на «белые» компании».  Хочется верить, что пример Comfy – не исключение из общего «правила».   

Как уже подчеркивали представители бизнеса, они поддерживают внедрение РРО, которое поспособствует детенизации экономики. От чиновников и депутатов ждут малого: не ставить «палки в колеса», исполнить свои обещания и устранить действующие законодательные «ляпы». «Иначе мелкий и средний бизнес будет парализован. Страна не сможет жить по «неадекватным» законам», - заявил пожелавший остаться неназванный эксперт.

Источник: internetua

Категория: Консультации | Просмотров: 1122 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2021
Яндекс.Метрика