Портрет среднестатистического
советского покупателя кисти плакатных агитаторов выглядел ужасающе:
оккупант, вредитель с грязными руками и патологическим желанием
потрогать хлеб. Отечественные магазины вели с ним многолетнюю и, надо
признать, успешную борьбу. Покупатель отступал в тылы — на рынки, к
спекулянтам. В 90-е стал с опаской принюхиваться к ларьку — надежно
защищенному железными прутьями торговому объекту, оборудованному
крохотной дырочкой на уровне ширинки взрослого мужчины, в которую можно
было поглазеть на «Сникерс».
Но эпоха холодных войн с покупателем
минула. На смену «маркетам» пришли супермаркеты с евросервисом,
мобильными тачками на колесиках (чтобы покупатель побольше взял),
штрихкодами и кассовыми сканерами. Удобно: и отовариться на неделю
можно, и телегами, гружеными рыбьими потрохами, по ногам никто не ездит,
и цены на ширпотреб ниже базарных. Все, как в развитых странах. Кроме
одного: смекалистых соотечественников за прилавком. «Приходите еще», —
улыбаютс
...
Читать дальше »