Портрет среднестатистического
советского покупателя кисти плакатных агитаторов выглядел ужасающе:
оккупант, вредитель с грязными руками и патологическим желанием
потрогать хлеб. Отечественные магазины вели с ним многолетнюю и, надо
признать, успешную борьбу. Покупатель отступал в тылы — на рынки, к
спекулянтам. В 90-е стал с опаской принюхиваться к ларьку — надежно
защищенному железными прутьями торговому объекту, оборудованному
крохотной дырочкой на уровне ширинки взрослого мужчины, в которую можно
было поглазеть на «Сникерс».
Но эпоха холодных войн с покупателем
минула. На смену «маркетам» пришли супермаркеты с евросервисом,
мобильными тачками на колесиках (чтобы покупатель побольше взял),
штрихкодами и кассовыми сканерами. Удобно: и отовариться на неделю
можно, и телегами, гружеными рыбьими потрохами, по ногам никто не ездит,
и цены на ширпотреб ниже базарных. Все, как в развитых странах. Кроме
одного: смекалистых соотечественников за прилавком. «Приходите еще», —
улыбаются они нам и, шурша форменными накрахмаленными манжетами, бережно
(не везде, кстати, бережно) упаковывают покупки в кульки. И мы
возвращаемся домой довольные: «И в правду, как в Европе, — думаем, —
интегрируемся, ёшкин кот, по полной программе!». Разбираем кульки,
пересчитываем сдачу и понимаем: что-то здесь не так… И откуда на чеке
взялась эта загадочная надпись «соус чили», когда у вас язва, и острого
вы сто лет в обед как не употребляете?
Итак, формула «покупатель всегда прав»
опять оказалась нерабочей. После громкого скандала в России, когда
охранники крупной сети супермаркетов довели до смерти 70-летнюю женщину,
обвинив ее «в страшном» — в краже сырков, взбунтовались и украинские
покупатели. Тут же припомнив, как и сами «звенели» на выходе, точно
зная, что ничего не крали, как им хамили, обвешивали, «пробивали»
несуществующие покупки, продавали неликвид и проч.
Вдохновленные показательным увольнением
дуболомов из соседнего государства, люди перестали глотать мошенничество
и хамство, стали чаще обращаться в организации, защищающие права
потребителей. И знаете, чисто внешне все стало действительно
цивилизованней: и гопников в охране наблюдается меньше, а электронных
весов, которыми вы можете воспользоваться сами, исключив обвес, больше;
за вами все еще ходят, как за шпионом, но реже, чем в прошлые годы, так
как повсеместно установлены видеокамеры. А владельцы сетей супермаркетов
с удовольствием общаются с покупателями в соцсетях, отвечая на вопросы и
чутко реагируя на жалобы. Все правильно — не то чтобы они очень любят
покупателей, просто скандалы никому не нужны. Но только опять двадцать
пять – смекалистые продавцы все равно никуда не делись. Что заставляет
вновь задуматься о том, как нас обманывают в «храмах» колбасы и шампуней
от перхоти. И главное, как с этим бороться?..
Чем длиннее чек, тем больше вероятность, что вас обсчитали
«Текучка кадров у нас огромная, —
говорит продавец-консультант одного из «супер», — за работу девчонки не
держатся, потому что зарплата маленькая, но и ее не всегда дают на руки.
Всю недостачу, усушку, утруску начальство взваливает на нас. Уволиться
трудно, ведь получается, что мы все время должны — приходится
отрабатывать недостачи, в том числе и то, что наворовали покупатели.
Вдобавок унизительные осмотры чуть ли не каждый час: наши сумки
проверяют, обыскивают одежду — даже когда идешь в туалет или из туалета.
Малейшая недостача, и тебя после смены, после суток, проведенных на
ногах, оставляют на ночной переучет».
Но порой иного выхода у руководства нет,
ведь оно прекрасно осведомлено о проделках своих подчиненных. Самый
распространенный способ воровства со стороны последних — это обнуление
позиций в чеке до того, как он выбит. Кассир объявляет покупателю сумму,
дает сдачу, удаляет сведения о проданном товаре, а потом выносит его из
магазина или употребляет на месте. Нередко кассир работает в паре с
партнером. Схема такая: покупатель-подельник набирает полную тележку, а
кассир пробивает один пакет молока. Потом они делят добычу. Но самое
неприятное, что, пока начальство и подчиненные выясняют отношения,
«издержки производства» возмещаются за счет нас — покупателей. Причем,
чем больше чек, тем больше вероятность, что нас обсчитали. А делается
это примерно так.
Подмена кода
Часто на витринах стоит товар с одним
названием, но под разными ценами. Тут дело и в упаковке (подарочная
дороже обычной), и в аксессуарах (сок без трубочки дешевле, чем с
трубочкой), и в объеме (бутылка со спиртным может быть и 0,5 литров, и
0,38, и…). Но! На чеке в графе «Наименование товара» такие нюансы не
уточняются. Буквально это означает следующее: если из всего изобилия,
предположим, водки одной марки (водка с клюквой, водка с медом, водка с
прилагающимися к бутылке стаканчиками в коробке) вы выбрали скромный
шкалик, на чеке все равно будет указано только ее название (просто –
«Nemiroff», или просто – «Русская») без поправок на объем и аксессуары. А
это уже простор для фантазии кассира. Возьмет, предположим, джентльмен
шампанское — не на взятку, а на опохмелку, что подешевле, а кассир
посчитает его по цене подарочного варианта с коробкой и большим бантом
(подменит штрихкод). Бегло взглянув на чек, тем более вкупе с остальными
покупками, этого можно и не заметить. А разница в цене пойдет кассирше в
карман.
Вообще-то штрихкоды должен считывать
кассовый сканер, а компьютер автоматически фиксировать цену. Но
наверняка каждый из нас был свидетелем (или жертвой?) того, как кассирша
набирала коды вручную — техника, дескать, «глючит», а я, хоть и не
обязана, но так и быть — сделаю вам одолжение и отпущу товар. Альтруизм?
Нет. Просто она отлично знает товарные коды, и ей не терпится применить
эти знания на практике, то есть, в зависимости от ситуации, набрать код
более дорогого товара. Отсюда и различные казусы как-то банка кильки,
пробитой по цене печени трески, или глазированный сырок за 2,5 грн. по
цене коробки шоколадных конфет. Потом, когда вы прибежите к менеджеру
ругаться, он мило улыбнется, расшаркается и пояснит следующее: «Код
сырка отличается от кода конфет всего на одну цифру. Так что извините,
это произошло случайно». При наличии чека вам даже вернут деньги. К
слову, если бы покупателю продали коробку хороших конфет по цене сырка,
он, может, и не возражал бы, но в супермаркетах такого почему-то не
бывает. Выходит какое-то однобокое «произошло случайно».
Что делать: при
просмотре чека обращайте внимание не только на наименование товара, но и
на цифру, стоящую рядом. Когда кассир называет сумму покупок,
переспрашивайте: «сколько-сколько?» — второй ответ часто не совпадает с
первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить
пересчитать: сегодня это в порядке вещей.
Обвес
Примерно такие же трюки с кодами
проделывают в овощных и колбасных отделах, когда покупатели просят
взвесить товар. Кладя на электронные весы, к примеру, кочан капусты,
продавец набирает код более дорогих апельсинов и соответственно
взвешивает капусту по цене апельсинов, а кило дешевой чайной колбасы по
цене ветчины. А самые бесстрашные заранее заготавливают бирки с ценами, и
начхать, что весы показали «кило двести» — цена на пакете будет как за
«кило пятьсот».
Что делать: при взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид.
Усушка
Множество продуктов имеют такое
свойство, как усыхание, особенно это касается овощей и фруктов.
Например, поступило в магазин 20 килограммов бананов, к концу недели
будет усушка на пару кило, а это минус. И при переучете этот минус
обязательно всплывет, а покрывать его придется продавцам из своей
зарплаты. Поэтому во избежание подобных недостач такие продукты фасуют в
сеточки, наклеивают бирку с весом и стоимостью. Часто там, где написано
1 кг, бывает не более 920 граммов.
Что делать: не слепо верить этикеткам, а перевешивать фасованный товар.
Упаковка по цене деликатеса
Красиво упакованные в пластик или
пенопласт деликатесы — штука, безусловно, удобная. Не надо возиться с
нарезкой, разводить бардак и ломать голову над тем, что бы приготовить
внезапно свалившимся на голову гостям. Это плюс.
Но есть и минус. Как правило, деликатесы
в супермаркетах расфасовываются централизовано. Нередко завешивая
кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовым лотком, который весит
восемь-десять граммов, продавцы отпускают вам этот лоток по цене
деликатеса. Сто граммов даров моря, завернутых в более толстую, чем
положено пленку — тот же самый обвес. А так как централизованная фасовка
— явление обычное, то обманутыми оказываются практически все
покупатели.
Что делать: попросить продавца перевесить продукт с учетом толщины и веса пленки.
Имитация кражи
К сожалению, бывает и такое. Это когда
кассир не пробивает одну единицу товара из вашей продуктовой тележки, а
вы этого не замечаете и отходите от кассового аппарата. Тут к вам
подходит контролер (охранник), просматривает чек, фиксирует неоплаченную
покупку и объявляет ее украденной. Позор! Вам предлагают заплатить в
тройном размере и «мирно разойтись». Две дополнительные цены,
естественно, нигде не фиксируются и идут кому-то в карман. Доказать, что
вы не собирались красть этот товар, практически невозможно.
Что делать: заставить
контролера составить акт о взимании штрафа. Грозно намекнуть, что вы
будете подавать иск в суд, требуя не только торжества справедливости, но
и возмещения морального ущерба, так как вас унизили, обозвав вором.
Есть вероятность, что мошенники испугаются ковра начальства и не станут
брать с вас лишней платы.
«Лишняя» покупка
Опять-таки вам пробивают лишнее.
Например, вместо четырех бутылок пива — пять, или выбивают шоколадку,
которую вы вовсе не брали. Обнаружив это уже за пределами торгового
зала, вы не сможете доказать ошибку кассира, — а вдруг вы уже закусили
этими «бульбашками Айро»?
Что делать: от денежного надувательства спасет проверка чека прямо у кассы. Вам вернут деньги и принесут извинения.
Качество-не качество
Когда мы хотим быть уверенными, что
употребляем качественные продукты, то покупаем хорошо известные нам
товары проверенных временем марок. Если шпроты, то желательно рижские,
если торт, то лучше Киевский (впрочем, у каждого свои предпочтения). А
как в таком случае распродать никому неизвестное? Просто: поставить
подозрительные консервы на одну полку со шпротами, а просроченный
вафельный рожок рядом с Киевскими тортом. Никогда не забуду, как однажды
приобрела в одном из супермаркетов банку с этикеткой «Креветочная
паста». Едва в банку вонзился консервный нож, вонь из нее пошла
несусветная. Хотя на поверку паста действительно оказалось пастой,
правда, не креветочной, а томатной, при этом старой и заплесневелой.
Маргарин вместо масла, требуха вместо тушенки и т.п. — сегодня вам
всучат подделку не только на рынках.
Что делать: ни в
коем случае не выбрасывать чек (впрочем, это касается и всех предыдущих
пунктов), иначе вы просто не докажете, что купили тошнотворную
субстанцию именно там, где вы ее купили, и обращаться в управление по
защите прав потребителей.
… И еще один вероятный признак того, что
вас обсчитали — это когда контролер (охранник), просматривающий перед
выходом чеки, не возвращает вам ваш чек, а как бы невзначай засовывает
его себе в карман или в кобуру. Нет, это не случайность (не слишком ли
много случайностей на один квадратный супермаркетовский метр?) – значит,
он заинтересован в том, чтобы вы чего-то в этом чеке не разглядели, не
заметили. Значит, кто-то в очередной раз пытается покрыть за ваш счет
«издержки производства». Будьте бдительны. Татьяна Геращенко
Татьяна Геращенко
Источник polemika.com.ua
|