Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Сентябрь » 19 » Как нас обманывают в супермаркетах и как с этим бороться
09:27
Как нас обманывают в супермаркетах и как с этим бороться

Портрет среднестатистического советского покупателя кисти плакатных агитаторов выглядел ужасающе: оккупант, вредитель с грязными руками и патологическим желанием потрогать хлеб. Отечественные магазины вели с ним многолетнюю и, надо признать, успешную борьбу. Покупатель отступал в тылы — на рынки, к спекулянтам. В 90-е стал с опаской принюхиваться к ларьку — надежно защищенному железными прутьями торговому объекту, оборудованному крохотной дырочкой на уровне ширинки взрослого мужчины, в которую можно было поглазеть на «Сникерс». 

Но эпоха холодных войн с покупателем минула. На смену «маркетам» пришли супермаркеты с евросервисом, мобильными тачками на колесиках (чтобы покупатель побольше взял), штрихкодами и кассовыми сканерами. Удобно: и отовариться на неделю можно, и телегами, гружеными рыбьими потрохами, по ногам никто не ездит, и цены на ширпотреб ниже базарных. Все, как в развитых странах. Кроме одного: смекалистых соотечественников за прилавком. «Приходите еще», — улыбаются они нам и, шурша форменными накрахмаленными манжетами, бережно (не везде, кстати, бережно) упаковывают покупки в кульки. И мы возвращаемся домой довольные: «И в правду, как в Европе, — думаем, — интегрируемся, ёшкин кот, по полной программе!». Разбираем кульки, пересчитываем сдачу и понимаем: что-то здесь не так… И откуда на чеке взялась эта загадочная надпись «соус чили», когда у вас язва, и острого вы сто лет в обед как не употребляете?

Итак, формула «покупатель всегда прав» опять оказалась нерабочей. После громкого скандала в России, когда охранники крупной сети супермаркетов довели до смерти 70-летнюю женщину, обвинив ее «в страшном» — в краже сырков, взбунтовались и украинские покупатели. Тут же припомнив, как и сами «звенели» на выходе, точно зная, что ничего не крали, как им хамили, обвешивали, «пробивали» несуществующие покупки, продавали неликвид и проч.

Вдохновленные показательным увольнением дуболомов из соседнего государства, люди перестали глотать мошенничество и хамство, стали чаще обращаться в организации, защищающие права потребителей. И знаете, чисто внешне все стало действительно цивилизованней: и гопников в охране наблюдается меньше, а электронных весов, которыми вы можете воспользоваться сами, исключив обвес, больше; за вами все еще ходят, как за шпионом, но реже, чем в прошлые годы, так как повсеместно установлены видеокамеры. А владельцы сетей супермаркетов с удовольствием общаются с покупателями в соцсетях, отвечая на вопросы и чутко реагируя на жалобы. Все правильно — не то чтобы они очень любят покупателей, просто скандалы никому не нужны. Но только опять двадцать пять – смекалистые продавцы все равно никуда не делись. Что заставляет вновь задуматься о том, как нас обманывают в «храмах» колбасы и шампуней от перхоти. И главное, как с этим бороться?..

Чем длиннее чек, тем больше вероятность, что вас обсчитали

«Текучка кадров у нас огромная, — говорит продавец-консультант одного из «супер», — за работу девчонки не держатся, потому что зарплата маленькая, но и ее не всегда дают на руки. Всю недостачу, усушку, утруску начальство взваливает на нас. Уволиться трудно, ведь получается, что мы все время должны — приходится отрабатывать недостачи, в том числе и то, что наворовали покупатели. Вдобавок унизительные осмотры чуть ли не каждый час: наши сумки проверяют, обыскивают одежду — даже когда идешь в туалет или из туалета. Малейшая недостача, и тебя после смены, после суток, проведенных на ногах, оставляют на ночной переучет».

Но порой иного выхода у руководства нет, ведь оно прекрасно осведомлено о проделках своих подчиненных. Самый распространенный способ воровства со стороны последних — это обнуление позиций в чеке до того, как он выбит. Кассир объявляет покупателю сумму, дает сдачу, удаляет сведения о проданном товаре, а потом выносит его из магазина или употребляет на месте. Нередко кассир работает в паре с партнером. Схема такая: покупатель-подельник набирает полную тележку, а кассир пробивает один пакет молока. Потом они делят добычу. Но самое неприятное, что, пока начальство и подчиненные выясняют отношения, «издержки производства» возмещаются за счет нас — покупателей. Причем, чем больше чек, тем больше вероятность, что нас обсчитали. А делается это примерно так.

Подмена кода

 Часто на витринах стоит товар с одним названием, но под разными ценами. Тут дело и в упаковке (подарочная дороже обычной), и в аксессуарах (сок без трубочки дешевле, чем с трубочкой), и в объеме (бутылка со спиртным может быть и 0,5 литров, и 0,38, и…). Но! На чеке в графе «Наименование товара» такие нюансы не уточняются. Буквально это означает следующее: если из всего изобилия, предположим, водки одной марки (водка с клюквой, водка с медом, водка с прилагающимися к бутылке стаканчиками в коробке) вы выбрали скромный шкалик, на чеке все равно будет указано только ее название (просто – «Nemiroff», или просто – «Русская») без поправок на объем и аксессуары. А это уже простор для фантазии кассира. Возьмет, предположим, джентльмен шампанское — не на взятку, а на опохмелку, что подешевле, а кассир посчитает его по цене подарочного варианта с коробкой и большим бантом (подменит штрихкод). Бегло взглянув на чек, тем более вкупе с остальными покупками, этого можно и не заметить. А разница в цене пойдет кассирше в карман.

Вообще-то штрихкоды должен считывать кассовый сканер, а компьютер автоматически фиксировать цену. Но наверняка каждый из нас был свидетелем (или жертвой?) того, как кассирша набирала коды вручную — техника, дескать, «глючит», а я, хоть и не обязана, но так и быть — сделаю вам одолжение и отпущу товар. Альтруизм? Нет. Просто она отлично знает товарные коды, и ей не терпится применить эти знания на практике, то есть, в зависимости от ситуации, набрать код более дорогого товара. Отсюда и различные казусы как-то банка кильки, пробитой по цене печени трески, или глазированный сырок за 2,5 грн. по цене коробки шоколадных конфет. Потом, когда вы прибежите к менеджеру ругаться, он мило улыбнется, расшаркается и пояснит следующее: «Код сырка отличается от кода конфет всего на одну цифру. Так что извините, это произошло случайно». При наличии чека вам даже вернут деньги. К слову, если бы покупателю продали коробку хороших конфет по цене сырка, он, может, и не возражал бы, но в супермаркетах такого почему-то не бывает. Выходит какое-то однобокое «произошло случайно».

Что делать: при просмотре чека обращайте внимание не только на наименование товара, но и на цифру, стоящую рядом. Когда кассир называет сумму покупок, переспрашивайте: «сколько-сколько?» — второй ответ часто не совпадает с первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить пересчитать: сегодня это в порядке вещей.

Обвес

Примерно такие же трюки с кодами проделывают в овощных и колбасных отделах, когда покупатели просят взвесить товар. Кладя на электронные весы, к примеру, кочан капусты, продавец набирает код более дорогих апельсинов и соответственно взвешивает капусту по цене апельсинов, а кило дешевой чайной колбасы по цене ветчины. А самые бесстрашные заранее заготавливают бирки с ценами, и начхать, что весы показали «кило двести» — цена на пакете будет как за «кило пятьсот».

Что делать: при взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид.

Усушка

Множество продуктов имеют такое свойство, как усыхание, особенно это касается овощей и фруктов. Например, поступило в магазин 20 килограммов бананов, к концу недели будет усушка на пару кило, а это минус. И при переучете этот минус обязательно всплывет, а покрывать его придется продавцам из своей зарплаты. Поэтому во избежание подобных недостач такие продукты фасуют в сеточки, наклеивают бирку с весом и стоимостью. Часто там, где написано 1 кг, бывает не более 920 граммов.

Что делать: не слепо верить этикеткам, а перевешивать фасованный товар.

Упаковка по цене деликатеса

Красиво упакованные в пластик или пенопласт деликатесы — штука, безусловно, удобная. Не надо возиться с нарезкой, разводить бардак и ломать голову над тем, что бы приготовить внезапно свалившимся на голову гостям. Это плюс.

Но есть и минус. Как правило, деликатесы в супермаркетах расфасовываются централизовано. Нередко завешивая кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовым лотком, который весит восемь-десять граммов, продавцы отпускают вам этот лоток по цене деликатеса. Сто граммов даров моря, завернутых в более толстую, чем положено пленку — тот же самый обвес. А так как централизованная фасовка — явление обычное, то обманутыми оказываются практически все покупатели.

Что делать: попросить продавца перевесить продукт с учетом толщины и веса пленки.

Имитация кражи

К сожалению, бывает и такое. Это когда кассир не пробивает одну единицу товара из вашей продуктовой тележки, а вы этого не замечаете и отходите от кассового аппарата. Тут к вам подходит контролер (охранник), просматривает чек, фиксирует неоплаченную покупку и объявляет ее украденной. Позор! Вам предлагают заплатить в тройном размере и «мирно разойтись». Две дополнительные цены, естественно, нигде не фиксируются и идут кому-то в карман. Доказать, что вы не собирались красть этот товар, практически невозможно.

Что делать: заставить контролера составить акт о взимании штрафа. Грозно намекнуть, что вы будете подавать иск в суд, требуя не только торжества справедливости, но и возмещения морального ущерба, так как вас унизили, обозвав вором. Есть вероятность, что мошенники испугаются ковра начальства и не станут брать с вас лишней платы.

«Лишняя» покупка

Опять-таки вам пробивают лишнее. Например, вместо четырех бутылок пива — пять, или выбивают шоколадку, которую вы вовсе не брали. Обнаружив это уже за пределами торгового зала, вы не сможете доказать ошибку кассира, — а вдруг вы уже закусили этими «бульбашками Айро»?

Что делать: от денежного надувательства спасет проверка чека прямо у кассы. Вам вернут деньги и принесут извинения.

Качество-не качество

Когда мы хотим быть уверенными, что употребляем качественные продукты, то покупаем хорошо известные нам товары проверенных временем марок. Если шпроты, то желательно рижские, если торт, то лучше Киевский (впрочем, у каждого свои предпочтения). А как в таком случае распродать никому неизвестное? Просто: поставить подозрительные консервы на одну полку со шпротами, а просроченный вафельный рожок рядом с Киевскими тортом. Никогда не забуду, как однажды приобрела в одном из супермаркетов банку с этикеткой «Креветочная паста». Едва в банку вонзился консервный нож, вонь из нее пошла несусветная. Хотя на поверку паста действительно оказалось пастой, правда, не креветочной, а томатной, при этом старой и заплесневелой. Маргарин вместо масла, требуха вместо тушенки и т.п. — сегодня вам всучат подделку не только на рынках.

Что делать: ни в коем случае не выбрасывать чек (впрочем, это касается и всех предыдущих пунктов), иначе вы просто не докажете, что купили тошнотворную субстанцию именно там, где вы ее купили, и обращаться в управление по защите прав потребителей.

… И еще один вероятный признак того, что вас обсчитали — это когда контролер (охранник), просматривающий перед выходом чеки, не возвращает вам ваш чек, а как бы невзначай засовывает его себе в карман или в кобуру. Нет, это не случайность (не слишком ли много случайностей на один квадратный супермаркетовский метр?) – значит, он заинтересован в том, чтобы вы чего-то в этом чеке не разглядели, не заметили. Значит, кто-то в очередной раз пытается покрыть за ваш счет «издержки производства». Будьте бдительны.   Татьяна Геращенко

Татьяна Геращенко

Источник polemika.com.ua

Категория: Консультации | Просмотров: 940 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика