«Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними», - Уильям Чаннинг.
Франчайзинг – это
предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе
одна сторона (франчайзер) передает второй стороне (франчайзи) за
вознаграждение на определённый срок или без указания такого:
- право использования торговой марки;
- право использования знака для услуги;
- право использования фирменного наименования;
- право использования услуг;
- право использования технологического процесса;
- право использования специализированного оборудования;
- право использования ноу-хау;
- право использования коммерческой информации, охраняемой законом;
- право использования других, предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности
Термины
Франчайзи – компания, которая приобретает во временное пользование франчайзинговый пакет;
Франчайзер, Правообладатель
– владелец торговой марки, передающий свои знания и права на использование ТМ;
Франшиза – право на работу в сети под конкретной ТМ;
Роялти – периодический платеж за право пользоваться ТМ.
Виды франчайзинга
ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Business Format Franchising
Франчайзинг, при котором предоставляется право на организацию
предприятия с профилем деятельности и названием франчайзера. В
широком смысле включает не только товар, услугу и торговую
марку, но и всю структуру самого бизнеса. Иногда считается
собственно франчайзингом и подразделяется далее на сбытовой,
производственный и сервисный.
СЕРВИСНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Service Franchising
Вид франчайзинга, при котором предоставляется право заниматься
определенным видом деятельности, как правило, предоставлять услуги.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Manufacturing Franchising
Вид франчайзинга, при котором предоставляется право
производить и продавать продукцию из сырья и материалов,
закупленных у франчайзера.
СБЫТОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ (Товарный) / Product Distribution Franchising
Вид франчайзинга, при котором предоставляется право на продажу
товара в том виде, в котором он был произведен франчайзером.
ПРЯМОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Direct-unit Franchising
Метод франчайзинга, при котором франчайзер заключает соглашение
непосредственно с отдельными франчайзи на управление одной точкой.
РАСШИРЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Multi-unit Franchising
Франчайзинг, при котором франчайзи может управлять любым числом франчайзинговых точек
ФРАНШИЗА ДЛЯ САМОЗАНЯТОСТИ / Job Franchise
Франшиза, которая предусматривает ее исполнение одним лицом -
непосредственно франчайзи и, возможно, членами его семьи. Как
правило, имеет низкую стоимость. Например, уборка квартир
ЧАСТИЧНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Fractional Franchising
Освоение на основе франчайзинга дополнительных видов деятельности, хорошо сочетающихся с основными.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ (МАСТЕР, СУБФРАНЧАЙЗИНГ) / Master Franchising (Subfranchising)
Вид франчайзинга, по которому франчайзер предоставляет мастер
франчайзи исключительное право на определенной территории как
самостоятельно открывать франчайзинговые точки, так и
предоставлять право эксплуатации франшизы. То есть он фактически
становится франчайзером на его территории
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Exclusive Franchise
Франшиза, согласно которой франчайзи получает эксклюзивные
(монопольные) права на эксплуатацию франшизы на определенной
территории.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / International franchising
Вид франчайзинга, при котором субъекты франчайзинга находятся в разных странах.
МЯГКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Soft Franchising
Франчайзинг, в котором отсутствует первоначальный платеж.
Преимущества франчайзинга
ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРА:
- Увеличение доли рынка с минимальными затратами
- Снижение финансовых рисков (собственный капитал принимает минимальное участие в расширении)
- Дополнительный доход за счет периодических платежей в форме наценки
- Возможность работы на отдаленных территориях и раздел рынка
между франчайзи (без нарушения антимонопольного законодательства)
- Проведение единой ценовой политики
- Освобождение от необходимости оперативного управления
- Заинтересованность франчайзи в успешности (меньше необходимость мотивации)
- Изучение рынка на основе опыта франчайзи
ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ
- Возможность быстро начать бизнес
- Известная торговая марка гарантирует успех и снижает риски
- Сохранение независимости
- Запоминающийся внешний вид и совместная реклама торговой марки
- Обучение, постоянная поддержка
- Гарантированные поставки для работы
- Определенный уровень защищенности от конкуренции на своей территории
Недостатки франчайзинга
ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРА
- Тяжесть сети для нововведений
- Влияние недобросовестных франчайзи на репутацию сети
- Бывшие франчайзи могут стать конкурентами
- Невозможность быстро и
- безболезненно завершить работу с франчайзи
- Раскрытие секретов незнакомым людям – тщательный подбор франчайзи – соглашение и партнерство, а не сделка!!!
ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ
- Ограничение свободы и инициативы – командная работа
- Невозможность быстрого выхода
- Зависимость от финансовой стабильности франчайзера
- Ограничение срока действия договора, потом продление или разрыв
Зарубежный опыт франчайзинга
Проанализировав зарубежный рынок, можно выделить, что наибольшую
экспансию за рубежом франчайзинг проявил в сфере общественного питания:
- 56,3% от общего числа ресторанов быстрого обслуживания – работают по франчайзингу;
- 14,2% – предприятий по продаже продуктов питания;
- 13,1% – ресторанов полного сервиса;
- 18,2% предприятий гостиничного бизнеса развиваются по системе франчайзинга.
В сфере услуг:
- 4,9% – предприятий, предлагающих авто-услуги;
- 3,3% – бизнес услуги;
- 1,5% – услуги на рынке недвижимости;
- 0,9% – персональные услуги.
Процесс франчайзинга
ВЫБОР ФРАНШИЗЫ
Определитесь с видом товаров или услуг:
- Личные предпочтения
- потенциал и прибыльность
Определите финансовые ресурсы:
- Сбережения
- получение кредита
Пообщайтесь со всеми франчайзерами из отрасли:
- Бренд
- Потенциал
- Инвестиции
- График платежей
- Возможность самореализации
- Прибыльность
- Опыт команды
- Работа других франчайзи
Финансовые аспекты франчайзинга
- Вступительный взнос
- Роялти (не облагаются НДС, относятся к валовым расходам у франчайзи)
- Рекламный платеж (не включает в себя налог на рекламу т.к. не есть услугой по размещению рекламы)
- Наценка на товарах
- Наценка на поставляемые товары и расходные материалы
- Штрафы, пени, неустойки, компенсации
Франчайзинговое предложение
Магазин экологически чистых продуктов питания
Вступительный взнос – 10 000 грн
Роялти – 3000 грн с 2-го месяца работы
Расходы на запуск бизнеса – 80 000 грн
Окупаемость – 4/8 месяцев
Стрит-фуд. Кафе мороженного
Вступительный взнос – отсутствует
Расходы на запуск бизнеса – 22 000 грн
Роялти – отсутствует
Окупаемость – 2/4 месяца
Стрит-фуд. Продажа жаренных каштанов
Вступительный взнос – 15 000 грн
Роялти – 2000 грн с 13-го месяца работы
Расходы на запуск бизнеса – 32 500 грн
Окупаемость – 4/5 месяцев
Стрит-фуд. Булочная кафе, пекарня
Вступительный взнос – 5 000 грн
Расходы на запуск бизнеса – 25 000 – 35 000 грн
Роялти – отсутствует
Окупаемость – 2/8 месяцев
Французское кафе
Вступительный взнос – от 35 000 грн
Роялти – 5 % от оборота
Расходы на запуск бизнеса – до 200 000 грн
Окупаемость – 8/12 месяцев
Магазин доставки цветов по всему миру
Вступительный взнос – 450 – 8000 грн
Роялти – 8 000 грн в месяц
Расходы на запуск бизнеса – от 20 000 до 30 000 грн
Окупаемость – 12/18 месяцев
|