Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » Статьи » Школа менеджера » Организация бизнеса

Франчайзинг как метод ведения бизнеса

«Великие возможности  приходят  ко  всем,  но  многие даже не знают, что встретились с ними», - Уильям  Чаннинг. 

 Франчайзинг – это предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) передает второй стороне (франчайзи) за вознаграждение на определённый срок или без указания такого:

  • право использования торговой марки;
  • право использования знака для услуги;
  • право использования фирменного наименования;
  • право использования услуг;
  • право использования технологического процесса;
  • право использования специализированного оборудования;
  • право использования ноу-хау;
  • право использования коммерческой информации, охраняемой законом;
  • право использования других, предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности

Термины

Франчайзи  –  компания,  которая  приобретает  во временное  пользование  франчайзинговый пакет;

Франчайзер,  Правообладатель 







–  владелец торговой  марки,  передающий  свои  знания  и права на использование ТМ;

Франшиза  –  право  на  работу  в  сети  под конкретной ТМ;

Роялти  –  периодический  платеж  за  право пользоваться ТМ.

Виды франчайзинга

ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Business Format Franchising 

Франчайзинг,  при  котором  предоставляется  право  на  организацию предприятия  с  профилем  деятельности  и  названием  франчайзера.  В широком  смысле  включает  не  только  товар,  услугу  и  торговую  марку,  но и  всю  структуру  самого  бизнеса.  Иногда  считается  собственно франчайзингом  и  подразделяется  далее  на  сбытовой, производственный и сервисный.

СЕРВИСНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Service Franchising

Вид  франчайзинга,  при  котором  предоставляется  право  заниматься определенным видом деятельности, как правило, предоставлять услуги.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Manufacturing Franchising

Вид  франчайзинга,  при  котором  предоставляется  право  производить  и продавать  продукцию  из  сырья  и  материалов,  закупленных  у франчайзера.

СБЫТОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ (Товарный)  / Product Distribution Franchising

Вид  франчайзинга,  при  котором  предоставляется  право  на  продажу товара в том виде, в котором он был произведен франчайзером.

ПРЯМОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Direct-unit Franchising

Метод  франчайзинга,  при  котором  франчайзер  заключает соглашение  непосредственно  с  отдельными  франчайзи  на управление одной точкой.

РАСШИРЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Multi-unit Franchising

Франчайзинг,  при  котором  франчайзи  может  управлять  любым числом франчайзинговых точек

ФРАНШИЗА ДЛЯ САМОЗАНЯТОСТИ / Job Franchise

Франшиза,  которая  предусматривает  ее  исполнение  одним лицом  -  непосредственно  франчайзи  и,  возможно,  членами  его семьи.  Как  правило,  имеет  низкую  стоимость.  Например,  уборка квартир

ЧАСТИЧНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Fractional Franchising

Освоение  на  основе  франчайзинга  дополнительных  видов деятельности, хорошо сочетающихся с основными.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ (МАСТЕР, СУБФРАНЧАЙЗИНГ) / Master Franchising (Subfranchising)

Вид  франчайзинга,  по  которому  франчайзер  предоставляет  мастер франчайзи  исключительное  право  на  определенной  территории  как самостоятельно  открывать  франчайзинговые  точки,  так  и  предоставлять право  эксплуатации  франшизы.  То  есть  он  фактически  становится франчайзером на его территории

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Exclusive Franchise

Франшиза,  согласно  которой  франчайзи  получает  эксклюзивные (монопольные)  права  на  эксплуатацию  франшизы  на  определенной территории.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / International franchising

Вид  франчайзинга,  при  котором  субъекты  франчайзинга  находятся  в разных странах.

МЯГКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / Soft Franchising

Франчайзинг, в котором отсутствует первоначальный платеж.

Преимущества франчайзинга

ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРА:

  • Увеличение доли рынка с минимальными затратами
  • Снижение  финансовых рисков  (собственный капитал  принимает  минимальное  участие  в расширении)
  • Дополнительный  доход  за  счет периодических платежей в форме наценки
  • Возможность  работы  на отдаленных территориях  и  раздел  рынка  между  франчайзи (без нарушения антимонопольного законодательства)
  • Проведение единой ценовой политики
  • Освобождение  от  необходимости оперативного управления
  • Заинтересованность  франчайзи  в  успешности (меньше необходимость  мотивации)
  • Изучение рынка на основе опыта франчайзи

ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ

  • Возможность  быстро начать бизнес
  • Известная  торговая  марка гарантирует  успех и снижает риски
  • Сохранение независимости
  • Запоминающийся  внешний  вид  и совместная реклама торговой марки
  • Обучение, постоянная  поддержка
  • Гарантированные  поставки для работы
  • Определенный  уровень  защищенности  от конкуренции на своей территории

Недостатки франчайзинга

ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРА

  • Тяжесть сети для нововведений
  • Влияние недобросовестных франчайзи на репутацию сети
  • Бывшие франчайзи могут стать конкурентами
  • Невозможность быстро и
  • безболезненно завершить работу с франчайзи
  • Раскрытие секретов незнакомым  людям – тщательный подбор франчайзи – соглашение и партнерство, а не сделка!!!

ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ

  • Ограничение свободы и инициативы – командная работа
  • Невозможность быстрого выхода
  • Зависимость  от  финансовой  стабильности франчайзера
  • Ограничение  срока  действия договора,  потом  продление  или разрыв

Зарубежный опыт франчайзинга

Проанализировав зарубежный рынок, можно выделить, что наибольшую экспансию за рубежом франчайзинг проявил в сфере общественного питания:

  • 56,3% от общего числа ресторанов быстрого обслуживания – работают по франчайзингу;
  • 14,2% – предприятий по продаже продуктов питания;
  • 13,1% – ресторанов полного сервиса;
  • 18,2% предприятий гостиничного бизнеса развиваются по системе франчайзинга.

В сфере услуг:

  • 4,9% – предприятий, предлагающих авто-услуги;
  • 3,3% – бизнес услуги;
  • 1,5% – услуги на рынке недвижимости;
  • 0,9% – персональные услуги.

Процесс франчайзинга

ВЫБОР ФРАНШИЗЫ

Определитесь с видом товаров или услуг:

  • Личные предпочтения
  • потенциал и прибыльность

Определите финансовые ресурсы:

  • Сбережения
  • получение кредита

Пообщайтесь со всеми франчайзерами из отрасли:

  • Бренд
  • Потенциал
  • Инвестиции
  • График платежей
  • Возможность самореализации
  • Прибыльность
  • Опыт команды
  • Работа других франчайзи

Финансовые аспекты франчайзинга

  • Вступительный взнос
  • Роялти (не облагаются НДС, относятся к валовым расходам у франчайзи)
  • Рекламный платеж (не включает в себя налог на рекламу т.к. не есть услугой по размещению рекламы)
  • Наценка на товарах
  • Наценка на поставляемые товары и расходные материалы
  • Штрафы, пени, неустойки, компенсации

Франчайзинговое предложение

Магазин экологически чистых продуктов питания

Вступительный взнос – 10 000 грн

Роялти – 3000 грн с 2-го месяца работы

Расходы на запуск бизнеса – 80 000 грн

Окупаемость – 4/8 месяцев

 

Стрит-фуд. Кафе мороженного

Вступительный взнос – отсутствует

Расходы на запуск бизнеса – 22 000 грн

Роялти – отсутствует

Окупаемость – 2/4 месяца

 

Стрит-фуд. Продажа жаренных каштанов

 Вступительный взнос – 15 000 грн

Роялти – 2000 грн с 13-го месяца работы

Расходы на запуск бизнеса – 32 500 грн

Окупаемость – 4/5 месяцев

 

Стрит-фуд. Булочная кафе, пекарня 

Вступительный взнос – 5 000 грн

Расходы на запуск бизнеса – 25 000 – 35 000 грн

Роялти – отсутствует

Окупаемость – 2/8 месяцев

 

 

Французское кафе

Вступительный взнос – от 35 000 грн

Роялти – 5 % от оборота

Расходы на запуск бизнеса – до 200 000 грн

Окупаемость – 8/12 месяцев

 

 

Магазин доставки цветов по всему миру

Вступительный взнос – 450 – 8000 грн

Роялти – 8 000 грн в месяц

Расходы на запуск бизнеса – от 20 000 до 30 000 грн

Окупаемость – 12/18 месяцев


Категория: Организация бизнеса |
Просмотров: 2534 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика