Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » Статьи » Школа менеджера » Организация бизнеса

Факторинг – эффективный инструмент развития бизнеса

Любое предприятие – это структура, которая постоянно ищет новые пути развития, новые направления деятельности, новые гибкие решения возникающих вопросов. На любом этапе развития возникают свои определенные задачи, которые требуют  быстрого вливания финансовых ресурсов, в первую очередь – пополнения оборотных средств.

Среди наиболее действенных способов профинансировать нехватку оборотного капитала являются банковский кредит, лизинг и факторинг. Если кредитные и лизинговые продукты уже хорошо знакомы практически всем представителям бизнеса, то факторинговые услуги не так широко распространены  и пользуются спросом у предприятий лишь определенных отраслей экономики.

Часто финансирование дефицита оборотных средств через схемы факторинга  используют различные торговые сети и предприятия реального сектора экономики, где осуществляется продажа готовой продукции в рассрочку на 2-3 месяца. При этом готовая продукция может идти на экспорт.

Факторинг также может использоваться при покупке оборудования. В этом случае действует схема, когда оборудование ставитсяна баланс, и в результате стоимость основных средств увеличивается. С этой стоимости может платиться налог на имущество, амортизация начисляется обычным способом.  Факторинг, в этом случае, сопоставим с кредитом, и, чаще всего, применяется для поставок запчастей, стройматериалов и комплектующих.

Таким образом, чаще всего факторинг используется:

  • для роста продаж;
  • для поставок в сети;
  • для производства частных торговых марок;
  • для сетевого ритейла;
  • для закупок сырья, комплектующих, товара (т. н. реверсивный факторинг).

При этом главным преимуществом факторинга является то, что, как правило, такая операция по привлечению дополнительных ресурсов не требует залога.

В условиях кризиса этот факт особенно важен для предприятий-представителей малого и среднего бизнеса, поскольку кредитные ресурсы для небольших компаний в силу необходимости предоставления твёрдого залога часто просто недоступны.

По сути своей факторинг - это финансирование под уступку права денежного требования. По договору факторинга одна сторона (Фактор) передает или обязуется передать денежные средства в распоряжение другой стороны (Клиента) за плату, а Клиент отступает или обязуется отступить Фактору свое право денежного требования к третьей стороне (Должнику).

Между Фактором и Клиентом подписывается договор факторинга, согласно которого, Клиент передает право требования дебиторской задолженности Должника Фактору.

В свою очередь Фактор обязуется произвести платеж (аванс) до 90 % суммы поставки после предоставления Клиентом документов подтверждающих факт поставки товара, а оставшуюся часть (от 10 % суммы поставки) – после получения всей суммы задолженности за поставленный товар от Должника.  

Эффективность факторинга для Клиента в этом случае выражается в таких моментах:

  • увеличивается скорость оборота денежных средств;
  • есть возможность избежать кассовых разрывов;
  • объемы фактического финансирования увеличиваются по мере увеличения объемов продаж Клиента;
  • факторинговое финансирование предоставляется Клиенту не зависимо от полученных банковских кредитов.

Существуют различные виды факторинга: факторинг с регрессом и факторинг без регресса.

При факторинге с регрессом ликвидные риски полностью перекладываются на факторинговую компанию. Фактор оплачивает до 100 % суммы поставки, тем самым снимая с клиента риск несвоевременной оплаты поставки дебитором.  При этом регресс предполагает, что в случае, если дебитор отказывается от выплаты задолженности, фактор вправе требовать от Клиента возврата суммы выплаченного финансирования с учетом факторинговой  комиссии.

Такая технология подходит для активно развивающихся и быстрорастущих предприятий, у которых есть проверенные дебиторы, что позволяет максимально эффективно выстроить денежные потоки в соответствии с потребностью Клиента. При этом главное преимущество такой технологии – обеспечение беспрерывного пополнения оборотных средств компании пропорционально росту продаж.

При факторинге без регресса факторинговая компания, не получив денег от покупателей, не имеет права потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания несет полный риск (риск неуплаты со стороны дебиторов). Как правило, такой вид факторинга предоставляется факторинговыми компаниями только для особых и проверенных клиентов.

При этом Фактор проводит тщательную оценку платежеспособности дебитора и гарантирует Клиенту оплату поставки в полном размере. Даже если дебитор впоследствии откажется от выплаты задолженности, все связанные с этим риски, как уже отмечалось, Фактор берет на себя.

Технология факторинга без регресса сейчас очень актуальна для многих предприятий в условиях динамично развивающегося рынка, поскольку самостоятельно отследить  реальную платежеспособность дебиторов поставщикам становится с каждым днем сложнее.

При этом сегодня на рынке факторинговых услуг отмечается тенденция уменьшения количества компаний, которые работают по схеме факторинга с регрессом,  и увеличения доли компаний, работающих по схеме факторинга без регресса. По данным Международной организации факторов (Factors Chain International), доля безрегрессного факторинга в мире уже по итогам 2011 года составляла порядка 37%.

Но здесь стоит отметить один существенный момент – при развитии безрегрессного факторинга в условиях нестабильной экономики (как в Украине) существует вероятность повышения доли «плохих» долгов в портфелях факторинговых компаний.

Последние тенденции развития рынка говорят о том, что факторы постепенно набираются опыта в управлении рисками. В частности, ранее факторы смотрели на клиента как на конечный источник возврата предоставленных средств (право регресса). А сейчас уже научились оценивать именно дебитора как основной источник погашения. Именно это дает возможность адекватно взвесить риски по дебитору, поэтому, как результат, право регресса уже не играет существенной роли.

Кроме внутреннего факторинга работают схемы международного факторинга. Факторинг называется международным, если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок используется двухфакторная схема, при которой происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и производит инкассацию дебиторской задолженности.

Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах.

Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт фактор работает по схеме международного факторинга, то он может принимать на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

Эффективность факторинга для Клиента (предприятия) в случае использования схем международного факторинга выражается в таких моментах.

Эффективность при экспорте:

  • Экспортер получает финансирование сразу после поставки и, таким образом, может предоставлять Импортерам конкурентные отсрочки платежа;
  • Экспорт фактор может осуществлять выкуп долга с низким дисконтом;
  • Экспорт фактор может предложить условия финансирования по низким ставкам при условии экспорта в развитые страны;
  • Экспорт фактор берет на себя проверку кредитоспособности иностранных покупателей и покрывает риск неплатежеспособности Импортера. Экспортер может без принятия на себя дополнительных рисков отгружать продукцию или оказывать услуги новым покупателям с отсрочкой платежа;
  • Экспорт фактор принимает на себя ответственность за мониторинг состояния дебиторской задолженности, что значительно высвобождает время и сокращает издержки поставщика.

Эффективность при импорте:

  • Данный механизм позволяет украинскому покупателю-импортеру получить от своих иностранных Поставщиков отсрочку платежа до 90 дней даже при отсутствии долгосрочного сотрудничества с ними, тем самым увеличивать свой товарооборот, а соответственно и прибыль предприятия;
  • Формирование позитивной истории работы на условиях отсрочки платежа;
  • Подтверждение Импорт фактором деловой репутации  Покупателя /Поставщика во избежание форс-мажоров во взаиморасчетах;
  • Инкассация дебиторской задолженности осуществляется Импорт Фактором, что значительно упрощает процедуру, особенно в случаях  языковых различий между контрагентами.

Примечательно, что на сегодня на украинском рынке услугу международного факторинга готовы предоставить всего две специализированных компании: «Арма Факторинг» и «AV Group».

Предоставлением факторинговых услуг сегодня занимаются две категории компаний: специализированные фактринговые компании и банковские учреждения. Особых различий в предоставлении таких услуг не отмечается, за исключением того, что, как правило, банковские учреждения  и аффилированные с ними факторинговые компании имеют доступ к ресурсам, что является важным конкурентным преимуществом в этом бизнесе. При этом специализированные факторинговые компании могут предложить индивидуальный подход и более оперативное принятие решений.

Среди активно работающих на рынке Украины факторинговых компаний сегодня можно выделить: «АУЗ Фактринг», «AV Group», «Арма Факторинг», «Ритейл Кепитал», «Европейская факторинговая компания развития». Среди банковских учреждений, которые сегодня активно предоставляют услугу факторинга можно отметить:  Райффайзен Банк Аваль, Укрэксимбанк, Укрсоцбанк, Сведбанк и «ОТП Банк». Именно эти банковские учреждения занимают сегодня примерно 80 % отечественного рынка факторинга. Кроме того, услугу факторинга начали предоставлять  Альфа-Банк и ВТБ. У Эрсте Банка вместо факторинга предоставляются кредиты под залог дебиторской задолженности.

Отличием работы специализированных факторинговых компаний и банков в ключе предоставления факторинговых услуг является, прежде всего, тот факт, что заявка в банковских учреждениях обрабатывается достаточно долго и услуга может быть предоставлена примерно через месяц после запроса, а специализированные факторинговые компании предоставляют финансирование в течение 1 недели. Кроме того, при обращении в специализированную компанию предприятию-клиенту нет необходимости переходить на обслуживание в другой банк. Еще один плюс  таких компаний — реальная оценка бизнеса клиента, т. е. если банк оценивает только официальную отчетность, то специализированная факторинговая компания  детально анализирует весь бизнес клиента и, исходя из проведенного анализа, принимает решение.

При этом все финансовые учреждения (как факторинговые компании, так и банки) предлагают лимиты  финансирования в размере примерно 70-90 % от суммы дебиторской накладной.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов: а) комиссии; б) процентов, взымаемых при досрочной оплате представленных документов. Комиссия устанавливается в процентах от суммы накладной (обычно на уровне 1,5 – 3,0%). Соответственно, с увеличением объема сделки растет и сумма комиссии. Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1 – 2% выше ставок рынка краткосрочных банковских кредитов. То есть на сегодня эффективная ставка по такому финансовому ресурсу как факторинг может составлять 26 -35 % годовых.  При этом сейчас отмечается тенденция полного устранения  комиссии за администрирование дебиторских обязательств практически у всех участников рынка.

Все вышесказанное дает возможность утверждать, что факторинг, как инструмент финансирования потребностей предприятия в оборотном капитале, является достаточно эффективным и приносит необходимый результат  – средства, которые поступают на счет предприятия в короткие сроки, без залога имущества, на приемлемых стоимостных  условиях. Это дает возможность украинским компаниям развиваться и осваивать новые направления деятельности. 

Ирина Перели, Начальник отдела разработки механизмов финансирования проектов компании Pro-Consulting, специально для www.finobzor.com.ua



Категория: Организация бизнеса |
Просмотров: 1823 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика