Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » Статьи » Налоговый учет

Использование компьютера как основного средства: бухгалтерский и налоговый учет
Фирма купила компьютер для использования как основного средства. В накладной разбито всё по позициям: процессор, материнская плата, блок питания и т.д. Как отражать такой компьютер в бухгалтерском и налоговом учете? Будет ли в этом случае амортизация?

На практике возможны разные способы отражения такой покупки в бухгалтерском учете, но с точки зрения автора, наиболее правильно оприходовать такой компьютер следующим образом. 

Поскольку по сути все купленные составляющие будут использоваться вместе и формируют один актив – компьютер, именно его следует поставить на учет. При этом, если сборка компьютера осуществляется уже самим предприятием-покупателем, нужно отразить в учете и такую сборку, а также дополнительные расходы, возникшие во время такой сборки. 

Согласно п. 8 ПСБУ 7, первоначальная стоимость данного компьютера будет состоять из: 

 - суммы, которая уплачивается поставщику актива (без НДС, если покупатель является плательщиком НДС или включая НДС, если покупатель – не плательщик НДС); 

- расходов по страхованию рисков доставки от поставщика покупателю (если таковые были); 

- расходов на транспортировку, установку, монтаж, настройку ОС; 

- других расходов, непосредственно связанных с доведением компьютера до состояния, в котором он будет готов к использованию в хоздеятельности предприятия (например, установки соответствующего ПО, но только такого, которое не может быть переустановлено на другой компьютер и не учитывается отдельно как нематериальный актив).

Следовательно, расходы на сборку компьютера в бухгалтерском учете будут входить в его первоначальную стоимость как ОС. Оформляется сборка (монтаж) ОС распоряжением руководителя предприятия (например, нарядом, а если они не используются на предприятии, то приказом), в котором содержится приказ ответственным лицам провести сборку (монтаж) компьютера из отдельных частей. Проведенная сборка и расходы на ее проведение могут быть зафиксированы в том же наряде, или актом произвольной формы (с соблюдением обязательных реквизитов первичного документа, установленных ст. 9 Закона № 996 ) .

Расходы, формирующие первоначальную стоимость ОС собираются на по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». Ввод компьютера в эксплуатацию оформляется актом формы ОЗ-1 . На основании такого акта делается проводка: Дт 104 «Машины и оборудование» Кт 152 на сумму первоначальной стоимости компьютера.  

Амортизация компьютера в бухгалтерском учете осуществляется на протяжении срока его полезного использования (эксплуатации), который устанавливается предприятием при зачислении компьютера на баланс как ОС и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, дооборудования и консервации.

Срок полезного использования в бухгалтерском учете предприятие устанавливает самостоятельно, с учетом: 

- ожидаемого использования компьютера предприятием с учетом его мощности или продуктивности;

- ожидаемого физического или морального износа;

- правовых или иных ограничений по сроку использования компьютера и т.д.   

Амортизация компьютера как ОС в бухгалтерском учете может проводиться любым из способов, установленных п. 26 ПСБУ 7. Например, предприятие может выбрать в качестве метода начисления амортизации в бухгалтерском учете, тот метод, который установлен для начисления амортизации ОС налоговым законодательством (НКУ). 

В налоговом учете компьютер будет признан ОС, если соответствует признакам, установленным пп. 14.1.138 НКУ. А именно: если его первоначальная стоимость превышает 2500 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом, а ожидаемый срок полезного использовании (эксплуатации) с даты введения в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года). 

В состав стоимости приобретенного и собранного компьютера - ОС, которая амортизируется в налоговом учете, согласно п. 144.1 НКУ, входят:

- расходы на приобретение; 

- расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и другие виды улучшений в сумме, которая превышает 10% совокупной балансовой стоимости всех групп ОС, которые подлежат амортизации, на начало отчетного года; 

- суммы переоценки ОС, проведенной по ст. 146 НКУ.

При этом налоговые расходы в сумме амортизации компьютера возникнут только при условии использовании его как производственного ОС, т.е., использовании его в хозяйственной, направленной на получение доходов, деятельности предприятия. 

Если указанные выше условия соблюдаются, то компьютер будет учитываться в налоговом учете в 4-й группе основных средств (п. 145.1 НКУ). Как и в бухгалтерском учете, начисление амортизации ОС в налоговом учете осуществляется на протяжении срока полезного использования (эксплуатации), который плательщик налога на прибыль устанавливает самостоятельно. Но, в отличие от бухгалтерского учета, п. 145.1 НКУ устанавливает минимальный срок полезного использования, и для компьютеров, входящих в 4-ю группу ОС, он составляет 2 года с даты введения в эксплуатацию. Амортизация объекта  ОС – компьютера в налоговом учете может осуществляться любым из методов, установленных пп. 145.1.5 НКУ.   

Автор: Быкова Анна
Источник: «Дебет-Кредит»
Категория: Налоговый учет |
Просмотров: 9996 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 2.0/1

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика