Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » Статьи » Кадровый учет

Прекращение юридического лица и действия работников кадровой службы

Юридическое лицо прекращается или в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам, или же в результате ликвидации. Для примера автор удобно отображает все поэтапные действия работников кадровых служб при присоединении, выделении и ликвидации юридического лица.

Согласно статье 104 <Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации. Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.

В соответствии со статьей 59 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. При присоединении одного или нескольких субъектов хозяйствования к другому субъекту хозяйствования к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов хозяйствования. Указанное касается также прав и обязанностей в сфере трудовых правоотношений. Следовательно, при реорганизации новый субъект хозяйствования становится правопреемником прав и обязанностей предыдущего работодателя.

В соответствии со статьей 105 ГКУ орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязан немедленно в письменном виде известить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.

Кроме этого, орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначает комиссию по прекращению юридического лица либо ликвидационную комиссию или ликвидатора и устанавливает порядок и сроки прекращения юридического лица. Исполнение функций комиссии по прекращению юридического лица или ликвидационной комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица.

Законодательством прямо не установлены время или событие, с наступлением которых юридическое лицо, в отношении которого принято решение о прекращении, не имеет права осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность. Однако, учитывая аналогию права, по нашему мнению, следует считать, что со времени принятия решения о прекращении юридического лица такое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность только в той части, которая объективно требуется для завершения начатого производственного цикла. Для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с началом нового производственного цикла (заключения хозяйственных договоров, выполнение которых нуждается в закупке новых объемов сырья или деталей, привлечении дополнительных трудовых, финансовых или других видов ресурсов и т. д.), юридическому лицу, в отношении которого принято решение о прекращении, требуется разрешение органа, принявшего данное решение, или же о такой возможности должно быть прямо указано в распорядительном документе, устанавливающем порядок и сроки прекращения субъекта хозяйствования. При этом не имеет значения, каким образом будет осуществляться прекращение юридического лица.

При установлении порядка и срока прекращения юридического лица орган, принявший решение о его прекращении, может определить и порядок дальнейших действий комиссии по прекращению юридического лица в отношении наемных работников субъекта хозяйствования, а также взаимодействия с органом, представляющим интересы наемных работников. В частности, комиссии может быть поручено в установленном порядке обеспечить обязательное трудоустройство работников определенных категорий, предоставить информацию и провести консультации с соответствующими профсоюзными органами согласно части второй статьи 494КЗоТ Украины и части третьей статьи 22 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 года № 1045-XIV(далее — Закон № 1045).

Со времени назначения комиссии по прекращению юридического лица либо ликвидационной комиссии (или ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от имени реорганизованного юридического лица. Таким образом, прекращаются полномочия руководителя субъекта хозяйствования, в отношении которого принято решение о прекращении юридического лица (при условии, что такой руководитель не включен в состав соответствующей комиссии по прекращению или ликвидации юридического лица), и его можно уволить по пункту 1 статьи 40 КЗоТ на общих основаниях.

Исключения из вышеуказанного правила определены Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14 мая 1992 года № 2343-XII (далее — Закон № 2343). В частности, в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Закона со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры прекращаются полномочия органов управления банкрота относительно управления банкротом и распоряжения его имуществом, если это не было сделано ранее, руководитель банкрота увольняется с работы в связи с банкротством предприятия, о чем вносится запись в его трудовую книжку, а также прекращаются полномочия собственника (собственников) имущества банкрота, если это не было сделано ранее. Согласно абзацу второму части 4 статьи 17 Закона № 2343 со дня вынесения решения о санации руководитель должника отстраняется от должности в порядке, определенном законодательством о труде, а управление должником переходит к управляющему санацией, кроме случая, когда руководитель должника назначается управляющим санацией.

Санация — система мероприятий, осуществляемых в ходе производства по делу о банкротстве с целью предупреждения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника (ст. 1 Закона № 2343).

Комиссия по прекращению юридического лица или ликвидационная комиссия размещает в печатных средствах массовой информации, где публикуются сведения о государственной регистрации прекращения юридического лица, сообщение о прекращении юридического лица и о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Указанный срок не может составлять менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о прекращении юридического лица. Кроме этого, комиссия принимает все возможные меры по выявлению кредиторов и в письменном виде уведомляет их о прекращении юридического лица.

Обратить внимание. Работники, которым предприятие своевременно не выплатило заработную плату или другие денежные средства, причитающиеся им согласно законодательству или условиям коллективного договора и в связи с исполнением трудовых обязанностей, также считаются кредиторами предприятия.

Порядок прекращения юридического лица путем реорганизации

В соответствии со статьей 107 ГКУ кредитор может требовать от реорганизованного юридического лица, выполнение обязательств которым не обеспечено, прекращения либо досрочного выполнения обязательства или обеспечения выполнения обязательства, кроме случаев, предусмотренных законом. Эта норма является важной в условиях, если предприятие задолжало своим работникам выплату причитающейся им заработной платы и других денежных средств. Как уже указывалось, данные работники также считаются кредиторами предприятия-должника и могут воспользоваться правом, определенным статьей 107 ГКУ.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительный баланс (при разделении), который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, в отношении всех его кредиторов и должников, в т. ч. обязательствам, оспариваемым сторонами. Приложением к передаточному акту или разделительному балансу или их составляющей является акт о передаче субъекту хозяйствования — правопреемнику трудовых книжек работников и других документов по кадровому делопроизводству, в первую очередь длительного хранения, печатей и штампов кадровой службы реорганизованного юридического лица.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, кроме случаев, установленных законом. Подписанные председателем и членами комиссии по прекращению юридического лица и утвержденные органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, экземпляры передаточного акта и разделительного баланса передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прекращения юридического лица, по месту его государственной регистрации, а также в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица — правопреемника, по месту его государственной регистрации.

Нарушение вышеуказанных положений является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и в государственной регистрации создаваемых юридических лиц — правопреемников.

Юридическое лицо — правопреемник, созданное в результате разделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам прекращенного юридического лица согласно разделительному балансу перешедшим к другому юридическому лицу — правопреемнику. Если юридических лиц — правопреемников, созданных в результате разделения, больше двух, такую субсидиарную ответственность они несут солидарно.

Субсидиарная ответственность — ответственность, которую несет лицо в соответствии с законом, другими правовыми актами или условиями обязательств дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Обратить внимание. Если правопреемниками юридического лица являются несколько юридических лиц и точно определить правопреемника относительно конкретных обязанностей прекращенного юридического лица невозможно, юридические лица — правопреемники несут солидарную ответственность перед кредиторами прекращенного юридического лица. Участники (учредители) прекращенного юридического лица, которые в соответствии с законом или уставными документами отвечали по его обязательствам, отвечают по обязательствам правопреемников, возникшим до прекращения юридического лица, в таком же объеме, если больший объем ответственности участников (учредителей) по обязательствам правопреемников не установлен законом или их уставными документами.

Порядок прекращения юридического лица путем ликвидации

Согласно статье 111 ГКУ ликвидационная комиссия по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 112 ГКУ, в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым осуществляются спустя месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации платежеспособного юридического лица

В первую очередь
Требования по возмещению ущерба, нанесенного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или иным способом

Во вторую очередь
Требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности

В третью очередь
Требования относительно налогов, сборов (обязательных платежей)

В четвертую очередь
Все прочие требования

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору данной очереди.

При отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора или уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.

Требования кредитора, заявленные по окончании срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются с имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно.

Обратить внимание. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения сообщения о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, не удовлетворенные из-за отсутствия имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, кроме случаев, установленных законом.

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если иное не определено уставными документами юридического лица или законом.

Аналогичные положения содержатся и в ХКУ. В частности, согласно статье 60 данного Кодекса ликвидация субъекта хозяйствования осуществляется ликвидационной комиссией, которая создается собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их) представителями (органами). Ликвидация субъекта хозяйствования также может быть возложена на орган управления ликвидируемого субъекта.

Орган, принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев со дня объявления о ликвидации.

Ликвидационная комиссия помещает в печатных органах в соответствии с законом сообщения о ликвидации субъекта хозяйствования и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий, а явных (известных) кредиторов уведомляет персонально в письменной форме.

Одновременно ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта хозяйствования и выявлению требований кредиторов, с письменным уведомлением каждого из них о ликвидации субъекта хозяйствования.

Дебиторская задолженность — сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.

Дебиторы — юридические и физические лица, которые в результате прошедших событий задолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или других активов.

(Пункт 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 8 октября 1999 года № 237)

Ликвидационная комиссия оценивает имеющееся имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

Обратить внимание. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке с обязательной проверкой органом государственной налоговой службы, в котором состоит на учете субъект хозяйствования.

В соответствии с частью 4 статьи 61 ХКУ имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию собственника.

Следует отметить, что статьей 51 Закона № 2343 установлены определенные особенности применения процедуры банкротства к должнику, который ликвидируется собственником. В частности, если стоимости имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном данным Законом. При выявлении указанных обстоятельств ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве этого юридического лица. Если такие обстоятельства будут выявлены после принятия решения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), заявление о возбуждении дела о банкротстве подается собственником имущества должника (уполномоченным им лицом).

При вышеуказанных условиях кредиторы вправе заявить свои претензии к ликвидируемому должнику в месячный срок со дня официального объявления постановления о признании ликвидируемого должника банкротом. Данное условие не применяется, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника (уполномоченного им лица), поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

Согласно части 6 статьи 51 Закона № 2343 собственник имущества должника (уполномоченное им лицо), руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), которые не подали заявления о возбуждении дела о банкротстве, несут солидарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательствам по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, возвращению неиспользованных средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, уплате налогов и сборов (обязательных платежей) должника.

Особенности увольнения работников реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц

В связи с различиями процедур прекращения юридического лица путем реорганизации и ликвидации КЗоТ установлены определенные различия порядка увольнения работников реорганизуемого субъекта хозяйствования. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ разрешается расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа при наличии изменений в организации производства и труда, в т. ч. ликвидации, реорганизации, банкротстве или перепрофилировании предприятия, учреждения, организации, сокращении численности или штата работников.

Вместе с тем согласно части третьей статьи 36 КЗоТ при реорганизации предприятия (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) действие трудового договора работника продлевается. Прекращение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможно только при сокращении численности или штата работников (п. 1 ст. 40 данного Кодекса).

Следовательно, пунктом 1 статьи 40 КЗоТ реорганизация предприятия определена как отдельное основание расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа. Однако согласно части третьей статьи 36 КЗоТ при реорганизации субъекта хозяйствования прекращение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможно только при сокращении численности или штата работников. Таким образом, если при реорганизации субъекта хозяйствования не будет происходить сокращение численности или штата работников, сам факт проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) не может быть основанием для расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа.

Если при реорганизации субъекта хозяйствования фактически происходит сокращение численности или штата работников, то только при таких условиях работник может быть уволен с работы по пункту 1 статьи 40 КЗоТ независимо от основания расторжения трудового договора, т. е. либо в связи с реорганизацией предприятия, либо в связи с сокращением численности или штата работников. По нашему мнению, при этом более правильной является формулировка «в связи с сокращением численности или штата работников». Такая формулировка, в широком ее понимании, дает возможность увольнять работника как при изменении наименования должности, так и при изменении содержания его трудовых обязанностей или функций.

Таким образом, требование части третьей статьи 36 КЗоТ в полной мере соответствует требованию статьи 104 ГКУ, в соответствии с которой при слиянии, разделении, присоединении, превращении субъекта хозяйствования все права и обязанности, в т. ч. и в сфере трудовых правоотношений, одного юридического лица переходят к другому, являющемуся его правопреемником.

Слияние предусматривает прекращение деятельности нескольких юридических лиц с одновременной передачей их имущества, всех прав и обязанностей одному, вновь созданному юридическому лицу — правопреемнику.

Под присоединением имеется в виду прекращение деятельности юридического лица с одновременной передачей его имущества, всех прав и обязанностей другому юридическому лицу — правопреемнику.

Разделение — это прекращение деятельности юридического лица с одновременной передачей в определенных частях его имущества и всех прав и обязанностей нескольким другим, вновь созданным юридическим лицам — правопреемникам.

Выделение не предусматривает прекращение юридического лица. При выделении от одного юридического лица к другому, вновь созданному юридическому лицу или нескольким юридическим лицам передается только часть его имущества, прав и обязанностей. Вновь созданное юридическое лицо может быть правопреемником предыдущего юридического лица только в части фактически переданных ему прав и обязанностей. В понимании гражданского права выделение не может считаться реорганизацией юридического лица, поскольку оно не предусматривает прекращение юридического лица, от которого передается часть прав и обязанностей. Вместе с тем согласно статье 9 ГКУ положения данного Кодекса применяются к урегулированию трудовых правоотношений только в случае, если они не урегулированы трудовым законодательством. Таким образом, при выделении согласно части третьей статьи 36 КЗоТ действие трудового договора продлевается, а работник может быть уволен только при сокращении численности или штата работников.

При превращении юридического лица происходит изменение его организационно-правовой формы, т. е. юридическое лицо одного вида перерегистрируется в юридическое лицо другого вида. При этом к вновь созданному юридическому лицу переходят все имущество, права и обязанности предыдущего юридического лица.

В отличие от вышеуказанных путей реорганизации предприятия его ликвидация означает такую форму прекращения юридического лица, при котором оно перестает существовать вместе со всеми соответствующими ему правами и обязанностями, т. е. права и обязанности реорганизованного юридического лица путем ликвидации не переходят в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Следовательно, ликвидация субъекта хозяйствования предусматривает сокращение всей штатной численности его работников или ликвидацию всех штатных должностей. При этом работники ликвидируемого субъекта хозяйствования должны быть уволены с работы по пункту 1 статьи 40 КЗоТ в связи с ликвидацией предприятия.

Поскольку при ликвидации субъекта хозяйствования объем производственных, обслуживающих и других функций или работ будет уменьшаться постепенно, в различные периоды времени, то и увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия также будет проходить постепенно, с учетом отсутствия потребности в исполнении тех или иных функций либо работ. Таким образом, действия работников кадровой службы, предшествующие фактическому увольнению работников, неоднократно будут повторяться в зависимости от того, как будет отпадать потребность в использовании труда конкретного работника.

Как уже отмечалось, орган, принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, может назначить ликвидационную комиссию с одновременным определением для нее количества наемных работников и утверждением сметы на ее содержание. В этом случае все работники ликвидируемого субъекта хозяйствования могут быть в установленном порядке одновременно уволены с работы по пункту 1 статьи 40 КЗоТ в связи с ликвидацией предприятия с выплатой им выходного пособия, предусмотренного статьей 44 данного Кодекса и коллективным договором предприятия (при наличии), а также компенсации за неиспользованный отпуск и других денежных средств, причитающихся работнику при увольнении. С теми работниками, которые после увольнения по пункту 1 статьи 40 КЗоТ будут нужны для выполнения соответствующих функций в период ликвидации субъекта хозяйствования, председатель ликвидационной комиссии будет заключать срочные трудовые договоры на период выполнения определенных работ, связанных с ликвидацией предприятия. Заработная плата этим работникам должна выплачиваться за счет средств ликвидируемого предприятия, однако с отдельного счета, открытого для обеспечения деятельности ликвидационной комиссии на период ее функционирования, в пределах денежных средств, предусмотренных сметой ликвидационной комиссии. Последующее увольнение таких работников будет осуществляться председателем ликвидационной комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 36 КЗоТ в связи с окончанием срока трудового договора.

Что касается увольнения отдельных работников, которые будут исполнять функции, обусловленные ликвидацией предприятия, по пункту 1 статьи 40 КЗоТ после того, как отпадет необходимость в исполнении ими своих функциональных обязанностей, то оно, по нашему мнению, является более проблемным, поскольку нуждается в соблюдении определенной процедуры и больших денежных средствах на выплату всех сумм, причитающихся работнику при увольнении.

Увольнение некоторых категорий работников

В соответствии со статьей 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — при наличии медицинского заключения о том, что ребенок нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, разрешается только при полной ликвидации предприятия и с обязательным трудоустройством. Понятие «полная ликвидация субъекта хозяйствования» законодательством не определено, однако, учитывая, что согласно статье 104 ГКУ юридическое лицо прекращается двумя способами: или в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, превращения), или в результате ликвидации, — по нашему мнению, оно предусматривает такой способ прекращения юридического лица, при реализации которого не происходит передача имущества, прав и обязанностей ликвидируемого субъекта хозяйствования другим юридическим лицам.

Кроме того, гарантии, установленные статьей 184 КЗоТ, распространяются также на отцов, воспитывающих детей без матери (в т. ч. в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также на опекунов (попечителей), приемных родителей (ст. 1861 данного Кодекса).

Учитывая, что согласно статье 184 КЗоТ увольнение вышеупомянутых работников допускается только с обязательным трудоустройством, уволить таких работников по пункту 1 статьи 40 КЗоТ можно только по окончании действия обстоятельств, дающих право на указанную льготу, в любое время проведения ликвидации юридического лица. В период действия этих обстоятельств уволить указанных работников можно только по пункту 5 статьи 36 КЗоТ в связи с переводом, с их согласия, на другое предприятие.

Следует отметить, что законодательством не определен механизм выполнения субъектом хозяйствования, который ликвидируется без передачи другому юридическому лицу своего имущества, прав и обязанностей, обязанности трудоустройства соответствующих работников, установленный статьей 184 КЗоТ. Вместе с тем невыполнение предприятием этой обязанности может привести к следующим последствиям:

  • если на время вынесения судом решения процесс ликвидации предприятия не завершился, — работник восстанавливается на работе, а предприятие обязано выплатить ему среднюю заработную плату за время вынужденного прогула (с учетом полученного работником выходного пособия);

  • если на день вынесения судом решения по трудовому спору по этому вопросу предприятие уже ликвидировано, — работник на работе не восстанавливается, однако в его пользу взыскивается средняя заработная плата за время вынужденного прогула. В соответствии со статьей 2401 КЗоТ средняя заработная плата взыскивается с органа, уполномоченного управлять имуществом ликвидированного предприятия, или с его собственника;

  • привлечение к административной (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях) или уголовной (ст. 172 Уголовного кодекса Украины) ответственности председателя ликвидационной комиссии, а при наличии соответствующих условий — и ее членов.

На практике встречаются неединичные случаи, когда в документах о прекращении юридического лица указывается потребность в его ликвидации и одновременно объявляется создание другого юридического лица с аналогичными или подобными функциями с последующей передачей этому вновь созданному юридическому лицу имущества ликвидируемого юридического лица. В этом случае лица, которые не могут быть уволены с работы согласно статье 184 КЗоТ, должны быть в обязательном порядке трудоустроены на вновь созданном предприятии, которому переданы функции и имущество ликвидированного предприятия.

Стоит подчеркнуть, что статьей 198 КЗоТ предусмотрены некоторые особенности увольнения несовершеннолетних работников, в частности, увольнение таких работников по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, кроме соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) службы по делам детей. При этом увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 40 данного Кодекса, осуществляется только в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства.

Действия работников кадровых подразделений при реорганизации юридического лица

При реорганизации предприятия функции работников кадровых подразделений во многих аспектах аналогичны. Для составления плана-графика выполнения работ, связанных с реорганизацией предприятия, важно определить начало или окончание периода, с которого одно предприятие прекращает, а другое начинает осуществлять соответствующую производственно-хозяйственную деятельность, а также перечень и объем конкретных работ, функций, которые при этом одно предприятие приостанавливает выполнять, а другое начинает. Без четкого календарного плана передачи или получения конкретных производственных, административно-управленческих, вспомогательных, обслуживающих и других функций и объемов работ работники кадровой службы не могут составить календарный план работ, связанных с комплектованием предприятия работниками нужной профессии и квалификации или с увольнением работников, потребность в которых отпадет в связи с приостановкой выполнения определенных работ или функций. Работник кадрового подразделения должен прогнозировать потребность в кадрах соответствующей профессии, специальности и квалификации.

Рассмотрим, например, некоторые действия работников кадрового подразделения предприятия при реорганизации путем присоединения. При принятии собственником или органом управления решения о прекращении предприятия «А» путем реорганизации, а именно присоединения его к предприятию «Б», все работники предприятия «А» должны быть включены в учетный состав работников предприятия «Б» с одновременным внесением в их трудовые книжки записей об изменении наименования предприятия в связи с его реорганизацией в порядке, установленном пунктом 2.15 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной <>приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 года № 58. Этому должно предшествовать внесение изменений в организационную структуру и штатное расписание предприятия «Б» в части увеличения предельной численности его работников и введения в его структуру и штатное расписание наименований структурных подразделений и соответствующих должностей, на которых работают все работники предприятия «А».

Записи в трудовые книжки работников предприятия «А» должны вноситься во исполнение приказа предприятия «Б» о включении в учетный состав работников данного предприятия всех работников предприятия «А» с сохранением за ними условий заключенных трудовых договоров. В преамбуле приказа указываются акты собственника предприятия или уполномоченного им органа, во исполнение которых/которого осуществляются соответствующие мероприятия по реорганизации предприятия «А» путем его присоединения к предприятию «Б». Приложением к этому приказу должен быть перечень всех работников предприятия «А» с указанием их должностей, специальностей, квалификации, условий оплаты труда и других существенных условий труда, если такие будут относительно конкретного работника (например, работа на условиях неполного рабочего времени, пребывание в социальном отпуске, срочный трудовой договор и т. д.).

При реорганизации предприятия путем присоединения в графу 3 раздела «Відомості про роботу» трудовой книжки работника вносится следующая запись:

Товариство з обмеженою відповідальністю «Мрія» з 23 листопада 2011 року у зв’язку з реорганізацією шляхом приєднання перейменовано на Товариство з обмеженою відповідальністю «Алмаз»

В графе 4 указывают номер и дату приказа предприятия, во исполнение которого вносится запись.

После выполнения вышеперечисленных действий в установленном порядке должна быть вторично утверждена новая организационная структура и штатное расписание предприятия «Б», которые будут отображать уменьшенную предельную численность работников и оптимизированные структурные подразделения предприятия «Б» в условиях исполнения функций или работ присоединенного предприятия «А», и укомплектовано работниками новое штатное расписание. Приказы об утверждении этих новых оптимизированных структуры и штатного расписания должны отображать конкретный перечень структурных подразделений и должностей, которые будут сокращены или ликвидированы, или же должностей, профессий, квалификаций, по которым будет сокращена конкретная численность работников. Именно эти приказы в дальнейшем будут служить основанием для предупреждения работников, в т. ч. и предприятия «А», о последующем увольнении и для проведения фактического их увольнения по пункту 1 статьи 40 КЗоТ в связи с сокращением численности или штата работников.

Обратить внимание. При комплектовании работниками нового штатного расписания должны быть в первую очередь трудоустроены работники предприятий «А» и «Б», в отношении которых статьей 184 КЗоТ установлено запрещение на увольнение, и работники, которые согласно законодательству имеют преимущественное право на трудоустройство. После этого на штатные должности должны быть переведены работники, в соответствии со статьей 42 КЗоТ имеющие преимущественное право на оставление на работе. Составляя перечень работников таких льготных категорий, нужно учитывать, что при принятии решения о дальнейшем их трудоустройстве работники обоих предприятий имеют равные права.

Работники основного состава предприятия «Б» и работники, включенные в его учетный состав, которые не будут трудоустроены на должности нового штатного расписания, могут быть уволены с работы в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ в связи с сокращением численности или штата работников. При этом при принятии решения об увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятия, изменением формы собственности или при частичной приостановке производства, которые влекут за собой сокращение численности или штата работников, согласно части второй статьи 494 КЗоТ и части третьей статьи 22 Закона № 1045 работодатель обязан не позже чем за три месяца до намечаемых увольнений предоставить соответствующим профсоюзным организациям информацию, касающуюся данных увольнений, в частности, информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может затронуть, о сроках проведения увольнений, а также провести консультации с профсоюзами о мерах по предупреждению увольнений или сведению их количества до минимума или смягчению неблагоприятных последствий увольнений. В соответствии со статьей 494 КЗоТ такие консультации проводятся в срок не позже трех месяцев со времени принятия решения о ликвидации, реорганизации предприятия, изменении его формы собственности или частичной приостановке производства.

Вышеуказанные консультации могут проводиться неоднократно в течение периода со времени предоставления профсоюзам соответствующей информации и до фактического увольнения работников предприятия. Периодичность и продолжительность их проведения зависит от количества и качества предоставленной работодателем информации, а также предложений профсоюзных органов, которые они будут вносить согласно части третьей статьи 494 КЗоТ и части четвертой статьи 22 Закона № 1045.

Законом прямо не установлен перечень профсоюзных органов, которым предоставляется вышеупомянутая информация и с которыми проводятся соответствующие консультации, однако часть отраслевых и региональных соглашений предусматривает критерии массового высвобождения работников и порядок проведения консультаций при таком высвобождении. В частности, при ликвидации предприятия, как правило, нужно одновременно проводить переговоры и предоставлять информацию центральным органам профсоюза и первичной профсоюзной организации предприятия. При реорганизации, обуславливающей сокращение численности работников, такая информация предоставляется, кроме первичной профсоюзной организации предприятия, региональным или центральным органам профсоюза в зависимости от количества работников, которые должны быть высвобождены. Центральным органам профсоюза такая информация предоставляется при увольнении от 7 до 20 и более работников списочного состава.

Рекомендация определять при заключении отраслевых и региональных соглашений критерии массового высвобождения работников и порядок проведения такого высвобождения закреплена в пункте 1.41 Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 годы от 9 ноября 2010 года, заключенного между Кабинетом Министров Украины, совместным представительским органом работодателей на национальном уровне и профсоюзами. Согласно пункту 1.47 Генерального соглашения Кабинет Министров Украины обязан разработать совместно со сторонами данного соглашения и утвердить соответствующим актом критерии массовых увольнений работников. В настоящее время подобные критерии пока не утверждены.

Поскольку, как указывалось выше, консультации с профсоюзами должны быть проведены в срок не позже трех месяцев со времени принятия решения о ликвидации или реорганизации предприятия, но не позже чем за три месяца до намечаемых увольнений, то работники предприятия «А» должны находиться в учетной общей численности работников предприятия «Б» не меньше трех месяцев при условии оперативного решения вопросов разработки и утверждения новой организационной структуры и штатного расписания, а также проведения консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Следует заметить, что согласно статьям 32 и 103 КЗоТ за работниками, включенными в учетный состав работников предприятия «Б» в связи с реорганизацией, в течение не менее двух месяцев должны сохраняться условия оплаты труда, не ниже действовавших на предприятии «А».


Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Справочник кадровика»

Категория: Кадровый учет |
Просмотров: 5357 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика