Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » Статьи » Бюджетные организации

Переоценка необоротных активов в бюджетных учреждениях.
Достаточно часто работники КРУ в ходе проведения проверок бюджетных учреждений указывают на нарушение порядка ведения бухгалтерского учета в части непроведения индексации и дооценки балансовой стоимости необоротных активов. В этом вопросе ревизоры руководствуются прежде всего Практическими рекомендациями по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), одобренными протоколом Методологического совета ГпавКРУот 04.08.2009 г. № 9, которые определяют общие подходы, методы и процедуры, применяющиеся при проведении ревизий, и содержат основные рекомендации по подготовке, организации и проведению ревизий бюджетных учреждений (без учета отраслевой специфики). Так, одним из вопросов, которые проверяются в ходе ревизии, является проверка полноты оприходования, состояния сохранности и использования приобретенных (бесплатно полученных) нематериальных активов, основных средств, прочих необоротных активов и товарно-материальных ценностей. В частности, по этому вопросу проверяется соблюдение законодательства бюджетными учреждениями при проведении индексации, дооценки и другого пересмотра стоимости необоротных активов (п.п. 4.9.2 указанного документа).

Заметим, что основным документом для бюджетных учреждений, определяющим порядок учета необоротных активов, в том числе проведения их индексации и переоценки, является Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64). В этой Инструкции определены ситуации, когда первоначальная стоимость необоротных активов, учитываемых на балансе бюджетных учреждений, может изменяться. Так, согласно п. 1.6 Инструкции № 64 изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится в случае индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов. К тому же в п. 1.6 — 1.10 Инструкции № 64 речь идет не только об индексации необоротных активов, но и одновременно упоминается о проведении переоценки таких объектов. Сложность в реализации указанных положений Инструкции № 64 на практике заключается в том, что каких-либо подробных разъяснений по этому вопросу так и не было предоставлено до сих пор ни представителями ГлавКРУ, ни представителями Госказначейства.

Поэтому выясним самостоятельно, чем отличается индексация от переоценки и когда возникает необходимость в проведении таких мероприятий, обратившись при этом к нормам Инструкции № 64, а также ряду нормативно-правовых актов, которые используются субъектами хозяйствования во время проведения переоценки имущества.

Индексация

Индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов проводится только в том случае, если коэффициент индексации превышает единицу (т. е. в случае, если годовой индекс инфляции более 110 %). Если значение К, не превышает единицы (т. е. когда индекс инфляции менее 110 %), индексация не осуществляется.

Проводится в течение 1 квартала следующего отчетного года.

Индексация проводится в соответствии с коэффициентом индексации, который определяется по формуле:
К, = [1(а.„ -10]: 100, где 1(а]) — индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация.
При проведении индексации одновременно индексируется сумма износа, начисленного на необоротные активы, которая сложилась на момент проведения индексации. Проиндексированная первоначальная стоимость объекта и сумма износа рассчитываются по формуле:

Проиндексированная стоимость == Первоначальная стоимость х К
Проиндексированная сумма износа == Сумма начисленного износа х К,

Индексацией и переоценкой объектов необоротных активов занимается постоянно действующая комиссия, которую назначают приказом руководителя учреждения ежегодно и которая действует в течение года. В состав комиссии входят:
— руководитель бюджетного учреждения или его заместитель (председатель комиссии);
— главный бухгалтер бюджетного учреждения или его заместитель (в тех учреждениях и организациях, где штатным расписанием не предусмотрена должность главного бухгалтера, лицо, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета);
— руководитель группы учета (в централизованной бухгалтерии) или другие работники бухгалтерии, которые ведут учет необоротных активов;
— материально ответственное лицо;
— другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).
Как разъясняет Госказначейство в письмах от 07.06.2007 г. № 3.4-04/1458-6755  и от 23.04.2008 г. № 3.4-04/1153-6784 , в состав комиссии по переоценке могут быть включены субъекты оценочной деятельности по решению руководителя учреждения и в случаях необходимости проведения независимой оценки.

Сведения об изменении первоначальной стоимости и суммы износа необоротных активов заносятся в регистры аналитического учета (л. 1.10 Инструкции № 64). Информацию об изменении первоначальной стоимости и сумме начисленного износа отражают в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях по форме № 03-6 (бюджет).

Пункт 1.8 Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61, определено, что изменение стоимости необоротных активов после проведения индексации, дооценки отражается в бухгалтерском учете записями по дебету субсчетов 101 —122 и кредиту субсчетов 401, 131 —133. Уценка отражается записями по дебету субсчетов 401,131 — 133 и дебету субсчетов 101 — 122.

Переоценка.

Можно выделить несколько случаев, когда появляется необходимость в проведении переоценки необоротных активов. Так, если стоимость отдельных видов необоротных активов после индексации значительно отличается от аналогичных новых образцов, то их стоимость необходимо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов, действующей на дату проведения индексации (абз. 1 п. 1.10 Инструкции № 64, письмо Госказначейства от 02.02.2007 г. № 3.4-05/397-1346). По сути, п. 1.10 Инструкции № 64 обязывает бюджетные учреждения устанавливать одинаковые цены на однотипные объекты. Получается, что если после проведения индексации окажется, что проиндексированная первоначальная стоимость объекта необоротных активов будет отличаться от стоимости аналогичных новых объектов (или больше, или меньше), то нужно провести дополнительную переоценку такого объекта. Также нужно учесть, что при установлении цен на однотипные предметы они в рамках одного главного распорядителя бюджетных средств должны быть одинаковыми. Для того чтобы выполнить это требование, учреждению нужно получить соответствующую информацию о таких ценах от главного распорядителя. Кроме того, необходимость в проведении переоценки (дооценки) возникает в том случае, если на балансе  чреждения учитываются объекты необоротных активов, на которые начислен износ в размере 100 %, т. е. их остаточная стоимость равняется нулю.

В действующих нормативно-правовых актах и официальных разъяснениях по учету необоротных активов бюджетных учреждений нет ни слова о том, каким образом осуществлять такие расчеты. Поэтому для учреждения наиболее приемлемый вариант — получить рекомендации со стороны вышестоящих органов управления.

Действующее законодательство не содержит каких-либо требований в отношении сроков проведения переоценки, поэтому этот вопрос бюджетные учреждения решают самостоятельно. Считаем целесообразным этот вопрос подробно прописать в приказе об учетной политике учреждения и оформить соответствующими документами. И тогда решение о проведении дооценки в учреждении будет выглядеть достаточно аргументированным для проверяющих.

Для переоценки объекта необоротных активов определяют индекс переоценки по формуле:

И„ = СС:С0, где Сс — справедливая стоимость объекта; С0 — остаточная стоимость объекта.

Переоцененные первоначальная стоимость объекта и сумма износа рассчитываются по формуле:

Переоцененная стоимость = = Первоначальная (восстановительная) стоимость х И
Переоцененная сумма износа = Сумма начисленного износа х И.

Результаты индексации и переоценки целесообразно отражать в отдельных ведомостях. В связи с тем, чТо на сегодняшний день Госказначейством не разработана специальная форма такой ведомости, такие документы составляются в произвольной форме. Что касается объектов необоротных активов, остаточная стоимость которых равняется нулю, то по таким объектам основанием для внесения данных в ведомости будут являться акты оценки. После проведения переоценки комиссия составляет акт об изменении стоимости необоротных активов, который утверждает руководитель учреждения. Обязательность составления этого документа также определена п. 1.10 Инструкции № 64.

По материалам газеты "Бюджетная бухгалтерия"

Категория: Бюджетные организации |
Просмотров: 4227 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2021
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика