Сам себе бухгалтер
Пока бизнес только начинает раскручиваться, можно попробовать
вести учёт самому. Операций не много, расходы хочется сократить, поэтому
очень удобно все бизнес-процессы держать в одних надёжных руках
— своих. Плюсы — Не надо тратить деньги на бухгалтерское обслуживание. —
Поневоле придётся разобраться в бухучёте и налогообложении — этот
бесценный опыт очень поможет при дальнейшем развитии бизнеса. — На самом старте цена ошибки, как правило, не так высока. Минусы — На «бумагомарательство» тратится значительная часть времени, которое можно потратить на развитие бизнеса. — Ошибки неизбежны, поэтому стоит быть готовым к тому, что есть вероятность налететь на штрафы. — Часто не у кого спросить совета насчёт своих действий/ бездействий. Полезные советы — Выберите специальный режим налогообложения, где расчёт налогов и отчётность проще. —
Не пытайтесь оптимизировать налоги, по крайней мере, пока не будет
чёткого понимания, что оптимизация реально выгоднее, чем возможные
налоговые последствия. Государство — не дурак. — Используйте понятные веб-сервисы для предпринимателей, упрощающие, а не усложняющие работу по учёту (например, наш). — Если не собираетесь стать транснациональной корпорацией в ближайший год — открывайте ИП, а не ООО. Это значительно упростит учёт и снизит налоговую нагрузку. — Следите за изменениями в законодательстве. Когда стоит сказать STOP? —
Если время, затрачиваемое на ведение бухгалтерии, уж очень дорого
стоит. Как показывает наш опыт, в среднем на бухгалтерию у начинающего
предпринимателя уходит от 10 до 50% рабочего времени. — Если цена ваших ошибок куда выше, чем экономия на расходах по бухобслуживанию. — Если
вы поняли, что развитие бизнеса спровоцирует значительные затруднения в
учёте. Например, вы начинаете работать с иностранцами. Бухгалтер на аутсорсе
Вы можете решить заключить договор с обслуживающей бухгалтерией. Или найти бухгалтера-фрилансера. Плюсы —
Стоимость обслуживания у аутсорсинговых компаний и «вольных
бухгалтеров», как правило, сдельная. А значит, можно поторговаться. — Нет затрат на обеспечение бухгалтера рабочим местом, покупку специальных программ, канцтоваров. — Не надо заниматься бухгалтерией самому, освободив время для работы «по назначению». — Обслуживающая бухгалтерия, как и бухгалтер-фрилансер, работает без отпусков и больничных. Минусы —
Удалённая работа почти всегда означает проблемы с коммуникациями.
Оперативность в принятии решений и исправлении ошибок пострадает. —
Отсутствие индивидуального подхода к клиенту: «Нужно сдать отчётность —
о'кей, а в остальном сами разбирайтесь». Аутсорсинговые компании могут
гонять вас от одного специалиста к другому. — Не
исключена возможность выкатывания дополнительных строчек в прайсе —
стоит досконально изучить договор и цены. Иначе экономия в конечном
счёте сойдёт на нет. — Проблема с конфиденциальностью информации
также имеет место быть. Если вдруг уйдёт из-под носа база клиентов,
доказать, что «слив» произошёл от обслужки, будет очень сложно. Полезные советы — Уделите
выбору обслуживающей бухгалтерии или бухгалтера-фрилансера должное
внимание. Не отдавайте учёт в руки первого встречного. —
На берегу договоритесь о всех нюансах, связанных с объёмом оказываемых
услуг и их оплатой. Все (!) условия пропишите в договоре. Хотя бы первый
год не упускайте из виду деятельность обслужки — приготовьтесь к тому,
что первое время нужно всё перепроверять. — Рекомендую
в договоре предусмотреть пункт о конфиденциальности информации.
Гарантии, конечно, не будет, но всё равно с ним лучше, чем без него. — Крайне нежелательно передавать аутсорсерам контроль над деньгами (например, доступ к расчётным счетам в банках). —
Ну и последний совет: передавайте информацию своевременно. В последние
дни отчётности специально для вас никто сидеть сутками не станет. Или
станет, но за нереальный ценник. Когда стоит сказать STOP? — У
вас не получается контролировать деятельность аутсорсера. Задержка в
обмене информацией становится очень значимой для бизнеса. Вы теряете
деньги из-за отсутствия оперативности. — Ещё одна причина — объёмы и, соответственно, цена за услуги достигли уровня, при котором можно нанять штатного бухгалтера. – Появились нестандартные операции, которые требуют бухгалтера «под себя». — Если вы осознали, что жизнь бизнеса без собственного бухгалтера уже невозможна, стоит им обзавестись. Нанять бухгалтера
Плюсы — Появится человек, который будет работать только на вас и для вас. — Возможность найти специалиста «под себя». Можно подумать над оптимизацией налоговых расходов. — Максимальная оперативность в решении вопросов. — Есть
с кем посоветоваться по любым сложным ситуациям. Решение проблем и
ответственность за эти решения теперь на профессионале. Минусы —
Затраты на содержание бухгалтера в штате. И это не только зарплата, а
ещё и налоги, взносы, больничные и т.д. То, что сотрудник будет получать
«на руки», смело умножайте на 1,5. — Затраты на
обеспечение бухгалтера расчётным и бухгалтерским ПО, справочно-правовыми
системами, канцтоварами и, конечно, рабочим местом. — Поиск нужного человека — крайне затратный процесс. Полезные советы — Отбору
кандидатов стоит уделить максимум внимания. От этого выбора зависит
почти весь успех этой затеи. Если тут поступить на авось — все плюсы
обратятся в минусы. — Бухгалтер похож на юриста: его
знания и умения состоят из общего багажа и постоянного самообучения.
Если кандидат вам говорит, что ему не нужна справочно-правовая система —
задумайтесь. Законодательство в области бухгалтерского и налогового
учёта изменяется, как минимум, поквартально. Научить бухгалтера на годы
вперёд нельзя. — Не рассчитывайте, что за небольшую
зарплату у вас получится получить качественную работу. Работа хорошего
бухгалтера всегда стоит своих денег. Предусмотрите заранее варианты на
случай больничного, декретного отпуска или, в конце концов, увольнения
вашего бухгалтера. Всегда должен быть запасной вариант. —
Первое время присматривайтесь к работе нового специалиста. Оставить его
работу без контроля значит подвергнуть себя значительным рискам в
будущем. Поработайте с ним, попытайтесь хотя бы поверхностно вникнуть в
суть его процессов и цифр в отчётах — это не будет лишним. — Также
стоит следить за загрузкой рабочего времени бухгалтера. Если информацию
бухгалтер постоянно предоставляет со значительной задержкой, возможно,
стоит задуматься о помощнике для него. Работа на износ даёт
недолгосрочный профит. Когда стоит сказать STOP? —
Если даже при наличии бухгалтера вы получаете постоянно штрафы, дело не
в подходе, а в конкретном бухгалтере (при условии, конечно, что все
условия для его нормальной работы созданы). — Перед увольнением обязательно позаботьтесь о сборе накопленной им информации. И напоследокПравильная
организация процесса учёта поможет сохранить и приумножить капитал, а
из-за неправильного выбора компания может обанкротиться.
|