Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Февраль » 4 » Штатный бухгалтер: брать или не брать?
12:05
Штатный бухгалтер: брать или не брать?
Ведь бухгалтер, в отличие от производственного персонала или продавцов, не создает дополнительной ценности бизнесу – его наличие в штате увеличивает затраты предпринимателя, причем существенно. Многие руководители считают только расходы на оплату труда, но давайте добавим сюда еще и налоги и отчисления в фонды, аренду рабочего места, мебель, компьютер и оргтехнику, расходы на покупку и обслуживание программ (бухгалтерской, справочно-правовой), связь, интернет, канцтовары… продолжите сами.

Скорее всего, эти деньги можно потратить с большей пользой – кто-то на рекламу нового продукта, на новый станок или ценного продавца, но российский бизнес упорно держится за «своего» бухгалтера.

Причин тому несколько. Наше налоговое законодательство более сложное, чем западное и накладывает на предпринимателя большее бремя «оформительско-бумажной» работы. Отчетность в государственные контролирующие органы сдается чаще, чем у западных коллег, количество отчетов – больше.

Однако и при наличии штатного бухгалтера, у руководителя есть риск оказаться в заложниках у своего бухгалтера – предприниматель слепо доверяет ему «бухгалтерские» вопросы, а потом в результате какого-нибудь форс-мажора (увольнение, конфликт, декрет) оказывается брошенным один на один с налоговой.

Ряд предпринимателей выбирают не штатного бухгалтера, а специализированную компанию или внешнего бухгалтера, что больше похоже на подход западных коллег.

Причины обращения к аутсорсерам:

• У предпринимателя нет знаний сфере бухгалтерии, нет желания разбираться в ней; Цитата (Александр, владелец посреднической фирмы): «У предпринимателя слишком много забот, чтоб заниматься бухгалтерией, а денег на штатного бухгалтера пока нет. Лучше заниматься своей деятельностью, время дороже».

• Владельцу бизнеса не хочется платить зарплату и налоги, аутсорсер выходит дешевле. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы): «Бухгалтер из агентства никогда не болеет, а если и болеет, то есть замена; не жалуется на свою жизнь и не требует постоянной прибавки или каких-то улучшений условий труда».

• Небольшой офис или вовсе работа в режиме хоум-офис – нет возможности выкроить и содержать рабочее место.

• Бухгалтер нужен только периодами, нет такого объема задач, чтобы загрузить его на целый день. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы): «Не хочется платить деньги человеку за то, что он полдня будет пить чай, сидеть в «Одноклассниках». А загруженности на целый день у нас нет».

Выглядит привлекательно? Есть проблемы и у клиентов аутсорсинговых компаний.

Причины отказа от услуг аутсорсинга

По словам самих аутсорсеров отказы от их услуг происходят не так часто. По их оценкам, % продлений составляет порядка 70-85%. Хотя, есть основания полагать, что в реальности он несколько меньше.

Наиболее распространенными причинами отказа от услуг аутсорсеров являются:

Укрупнение масштаба бизнеса и открытие собственной штатной бухгалтерии
Ликвидация бизнеса
Ошибки аутсорсинговых компаний и частных аутсорсеров.
Неудобства работы с аутсорсерами. Невозможность получить быстрый ответ на свои вопросы, необходимость ездить и отвозить документы. Цитата из интервью (Александр, владелец посреднической фирмы): «Надо чтобы бухгалтер был всегда рядом. Потому что часто возникает такая ситуация, когда нужно оперативно решать какие-то вопросы. А еще нужно к ним (аутсорсерам) ездить, чтобы привезти документы».
Выполнение работы не в срок. В случае с неофициальными – их необязательность, привычка уходить в отпуск без предупреждения или исчезать куда-то по личным делам
Высокая стоимость услуг.
Отсутствие индивидуального «человечного» подхода. Цитата (Руслан, владелец полиграфической фирмы) « У агентств – формальный подход, нежелание вникать в ситуацию клиента. Например, если ты опоздал с первичными документами, то не стараются даже что-то сделать, чтоб уберечь тебя от штрафа! Или если какой-то документ нужен, то сначала нужно заполнить заявку, а потом через 1-2 дня ты его получишь».

Организация бизнес-процессов. Официальные аутсорсеры ведут клиентов разных типов (и по схеме налогообложения, и по количеству операций). Чаще всего бухгалтеры в таких компаниях делятся по участкам работ, или по сферам (например, одни ведут только участок зарплата и кадры, другие занимаются только организациями в сфере розничной торговли и т.п.). Еще один вариант организации работы: главный бухгалтер отвечает за несколько предприятий в целом, а его помощники выполняют какие-то отдельные задачи. Встречаются и организации, в которых один бухгалтер ведет предприятия «от и до». Однако в большинстве компаний акцент сделан на взаимозаменяемости сотрудников.

В среднем один бухгалтер ведет 12 клиентов. Вообще, один бухгалтер способен вести 20-30 совсем простых предприятий, или несколько крупных. Так, что цифра 12 – это некий усредненный показатель.


А что на Западе? В качестве примера приведу две компании: Datev (Германия) и ADP (США).

DATEV. Оборот компании – 698,6 млн. евро, численность сотрудников – 5850 человек, численность членов ассоциации – 39760 человек. Компания представляет собой кооперативную ассоциацию профессиональных бухгалтеров, которые оказывают услуги по расчету и сдаче налоговой отчетности, ведению бухгалтерии и предоставлению юридически-правовой поддержки бизнеса. Бизнес модель построена на принципе гибкости процессов и технологий. Каждый аудитор, бухгалтер и консультант по сдаче налоговой отчетности имеет право на свой собственный подход и показатели эффективности, выбор типа клиентов. Предложение включает в себя модульную систему, состоящую из программного обеспечения, методологии оказания услуги и обработки данных. Профессиональный бухгалтер может вступить в ассоциацию и пользоваться методологией и инструментами для ведения своего бизнеса под своим именем (брендом). Данные клиентов вводятся в веб-систему в офисах на местах и передаются онлайн в дата-центр DATIV. После сдачи налоговой отчетности сотрудниками дата-центра, налоговые отчеты клиентов пересылаются электронным путем обратно в офисы бухгалтеров для передачи клиенту.

ADP. Компания входит в список Fortune 500 под номером 257. Оборот компании – $9,9 млрд, численность сотрудников – 51000. Компания предоставляет услуги предприятиям крупного, среднего и малого бизнеса в области аутсорсинга кадрового учета, бухгалтерии, налоговой отчетности. Отличительная особенность компании – это предоставление возможности открытия своего бизнеса по аутсорсингу кадрового учета и ведения бухгалтерии на основе технологий компании. Профессиональный бухгалтер может купить право пользования веб-системой ADP, которая включает в себя все инструменты для ведения подобного бизнеса – ввод и хранение данных клиентов, расчет заработной платы, налогов, пенсионных отчислений, отчислений по социальным льготам, а также инструменты для управления самим бизнесом, такие как ведение реестра клиентов, статуса их активности, процедур отчислений за сами услуги аутсорсинга. Любой желающий может купить право пользоваться методологией и инструментами и вести свой бизнес по оказанию услуг аутсорсинга бизнес процессов.
Просмотров: 783 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика