Аудитор Елена Жукова доказывает, что фискальная новация вполне может оправдать возложенные на нее надежды, пишет Liga.net.
Основной причиной появления в украинском налоговом законодательстве спецсчетов по НДС являются налоговые ямы. Они появились в бизнес-практике давно: где-то в 1992-1994 годах. Конечно, в те времена ямы были самыми примитивными - у обнальщиков, зачастую, даже не было никакой "крыши". Деньги перегонялись, в основном, через прибалтийские банки. Ни у кого не возникало и мысли о необходимости доказывать товарность сделки. Обнальная деятельность широко рекламировалась в прессе — прямо так и писали в центральных изданиях: "Обналичу. Размер процента. Номер телефона". Кстати, проценты за обнал тогда были зверские — доходило до 25%.
Все течет, все меняется. Изменения коснулись и высокорентабельного обнального бизнеса. Достаточно быстро исчезла простая схема — прямое взаимодействие налогоплательщика и ямы. В цепочку вошли транзитеры, которые имели живого директора, сдавали отчетность и даже уплачивали какие-то небольшие налоги. Обнал сначала взяли под крышевание местные органы власти, потом организовалась государственная сеть так называемых площадок. Теперь сами налоговики стали настойчиво рекомендовать бизнесу пользоваться именно этой, разрешенной ямой и обещали отсутствие каких-либо проблем. Плата за услуги стабилизировалась где-то на уровне 10% (плюс-минус). Бизнес сросся с разветвлённой обнальной системой. Причем это срастание было до такой степени проникающим, что многие предприятия просто не представляли себе, как можно работать иначе.
Потом… потом случилась Революция достоинства. И очень жёстко встал вопрос: хотим ли мы вылечить страну или согласны ее потерять? Среди экстранеобходимых реформ одной из самых срочных и важных объявлена налоговая реформа. И, безусловно, без проведения четкой, последовательной, жесткой и методичной борьбы с налоговыми ямами провести эффективную налоговую реформу невозможно. Справочно: потери бюджета по НДС от существования налоговых ям оцениваются приблизительно в 1,5 млрд гривень ежемесячно. Это 18 миллиардов в год. Как они нужны сегодня бюджету!
Для решения обнальной проблемы предложено два шага.
Первый — так называемый налоговый компромисс.
Второй — спецсчета по НДС, которые и являются темой настоящей статьи.
История вопроса
Большинство стран, применяющих НДС, обходится без спецсчетов. Как правило, это страны с высокой налоговой культурой.
Обычно, говоря о спецсчетах по НДС, вспоминают Болгарию и Азербайджан.
В Азербайджане для проведения операций с НДС открыты спецсчета в органах казначейства. Средства с них возвращаются на текущие счета предприятий только после проведения проверок. В результате внедрения спецсчетов доля НДС в доходах госбюджета увеличилась в два раза. Однако, цена такого положительного фискального результата велика — большая часть оборотных средств предприятий заморожена, хозяйственная деятельность бизнес-структур тормозится.
В Болгарии предприятия открывают специальные НДС-счета, движение денежных средств по которым строго регламентировано. На НДС-счёт могут зачисляться средства только с НДС-счетов контрагентов, а также с расчетного счёта налогоплательщика (для пополнения остатка). Средства со спецсчёта могут направляться лишь на НДС-счета других предприятий (часть оплаты поставщику), а также в бюджет. Т.е., при расчетах с контрагентами заполняются два платежных поручения. Одно — на оплату собственно стоимости товаров, другое - на перечисление НДС. Введение спецсчетов в Болгарии также дало значительный фискальный эффект. Но основная проблема (отвлечение оборотных средств) — такая же, как в Азербайджане.
В Украине работа НДС-счетов планируется по-другому. Предложенный механизм, безусловно, увеличит сложность и трудозатратность ведения НДС-учета на предприятии. Однако, в украинском варианте планируется большой разумный плюс — здесь не будет такого большого отвлечения оборотных средств.
Вначале при разработке законодательства по НДС-счетам предлагалось два варианта. Оба предусматривали отвлечение оборотных средств предприятия (через использование НДС-счетов) только на один день. Но были другие отрицательные моменты, связанные, в первую очередь, с особой трудозатратностью НДС-учёта у налогоплательщика и повышенной сложностью программного обеспечения, обеспечивающего бесперебойную работу НДС-счетов и отвечающего за четкость и слаженность действий цепочки перетекания НДС. Останавливаться на уже отброшенных вариантах не будем. Заметим лишь, что третий вариант (описанный в Законе № 1621-VII от 31.07.2014г.) получился удачнее двух предыдущих. Удалось сохранить возможность минимального отвлечения оборотных средств предприятий, снизив трудозатраты на ведение налогоплательщиками НДС-учёта.
Однако, надо признать, применение спецсчетов по НДС - вещь сложная. Вполне возможно, некоторые налогоплательщики будут вынуждены увеличить штат бухгалтерии на одного-двух дополнительных специалистов. Усложнение налицо. Кроме того, Закон № 1621 получился сыроват, некоторые существенные нюансы (то же возмещение НДС и переходный период не прописаны или в значительной мере не прописаны). Т.е., при внедрении спецсчетов мы (опять) столкнемся со многими проблемами и неясностями.
Зато, похоже, налоговые ямы больше не смогут оптимизировать НДС. И это как минимум! Кроме того, уходят в прошлое бумажные налоговые накладные (чем снимается неимоверно сложная проблема правильности их заполнения).
Что очень важно! По словам руководителя налогового ведомства Игоря Билоуса, электронное администрирование НДС согласовано с Международным валютным фондом, и запустить его предполагается на два года.
Впрочем, говорить об окончательной победе над обнальными цепочками пока рано. Украине нужно решить еще две проблемы: победить коррупцию и убрать зарплатные конверты (снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда). Хотя, безусловно, спецсчета по НДС делают деятельность налоговых ям экономически невыгодной. Будем надеяться, что налоговые ямы прекратят свое существование.
Елена Жукова,
адвокат, аудитор, директор аудиторской фирмы Сайвена-Аудит