Аутстаффинг в Украине явление не новое, но, тем не менее, законодательно практически не урегулировано.
Аутстаффинг возник в западных странах в 1970-е годы во время экономического спада.
Целью применения аутстаффинга является оптимизация бизнес-процессов, в
том числе уменьшение налоговой нагрузки, снижение административных
рисков.
Аутстаффинг (от англ. outstaffing) предусматривает собой такую модель
организации трудовых отношений, при которой осуществляется оформление
сотрудников в штат Компании – посредника (кадровое агентство,
посредническая компания), которое в дальнейшем занимается ведением всех
кадровых процессов, перечислением налоговых платежей, выплатой
заработной платы и соблюдением всех законодательных норм.
Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют нормы
гражданского и трудового права, регулирующие аустаффинг, а также
порядок заключения Договоров аутстаффинга.
Однако, в Решении Хозяйственного суда Харьковской области от 4
февраля 2013 года по делу № 5023/5802/12 касающегося толкования
содержания договора аутстаффинга суд пришел к следующему выводу:
стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами
гражданского законодательства, но отвечает общим основам гражданского
законодательства. В таком случае отношения между сторонами могут также
регулироваться обычаем, в частности обычаем делового оборота.
Следует также отметить, что действующая редакция Налогового Кодекса
Украины определяет услуги по предоставлению персонала в виде
хозяйственного или гражданско- правового договора, в соответствии с
которым лицо, предоставляющее услугу, направляет в распоряжение другого
лица работников для выполнения определённых функций (п.п.14.1.183
ст.14. Налогового Кодекса Украины).
Норма указанной статьи предусматривает возможность заключения с
указанными физическими лицами трудового соглашения или трудового
контракта с лицом, в распоряжение которого они направлены. Другие
условия предоставления персонала (в том числе вознаграждение лица,
предоставляющего услугу) определяются соглашением сторон.
Очевидно, что аутстаффинг в Украине нуждается в создании базы
нормативно-правовых актов, однозначности трактования процедуры
применения и регулирования и заключения
Договоров с посредниками – аутстафферами.
Принятый проект Трудового кодекса № 2902 от 22.04.2013 года,
предусматривает право работодателя при выборе кандидатов на работу
воспользоваться услугами посреднических Компаний.
Законодательные требования, выдвигаемые к аутстафферам (посредническим компаниям)
До недавнего времени деятельность соответствующих Компаний в Украине
ни кем и не чем не регулировалась. Ситуация изменилась в начале текущего
года с вступлением в силу Закона Украины «О занятости населения» -
далее «Закон».
Среди прочего следует отметить, что ч.2 ст. 36 законодатель определил перечень услуг, которые относятся к посредничеству:
- поиск работы и содействие в трудоустройстве;
- отбор работников в соответствии с заказами работодателей (в том
числе иностранных) в пределах заключенных с работодателями договоров
(контрактов).
Хочется отметить, что под действия норм Закона подпадают как
аутсорсинговые компании (исполняющие частичные функции субъекта
хозяйствования) так и аутстаффинговые компании (выводят персонал за
штат Компании с дальнейшим оформлением в другую Компанию),
рекрутинговые компании (осуществляют поиск кадров).
Кроме того деятельность посреднических компаний подпадает под жесткий
контроль центрального органа Государственной службы занятости Украины.
Соответствующие Компании будут вноситься в определенный перечень,
ведение которого обеспечивается регулятором. Критерии, порядок внесения
посреднических компаний в перечень на сегодняшний день не урегулирован.
Посреднические Компании обязаны сотрудничать с территориальными
центрами занятости населения путем: подачи отчетности о количестве
трудоустроенных лиц, подписания совместных договоров о сотрудничестве,
проведении совместных мероприятий, обмена информации о вакантных
должностях.
Очень важной новеллой Закона является положение ч.1 статьи 39:
деятельность субъектов хозяйствования - работодателей, которые нанимают
работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого
работодателя на условиях трудовых договоров, осуществляется на
основании разрешения, выданного центральным органом исполнительной
власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения
и трудовой миграции.
Кроме того, субъекты хозяйствования - работодатели, нанимающие
работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого
работодателя, направляющие работников при условии, если это
предусмотрено коллективным договором такого работодателя, и при наличии
согласия первичной профсоюзной организации и обязаны в том числе:
1)заключить договор с работодателем о применении труда работника;
2) выплачивать работнику заработную плату в размере не ниже, чем размер минимальной заработной платы;
Положения Закона четко не разграничивает способы вывода сотрудников,
поэтому можно предположить, что обязанность получать разрешения для
сотрудников будет ложиться также на Компанию, с, которой выводиться
сотрудник.
Законом вводиться ответственность в виде штрафа в двадцатикратном
размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления
нарушения - за наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в
Украине у другого работодателя без соответствующего разрешения (по
состоянию на 01.01.2013 р. – 22 940 грн.).
Преимущества и недостатки
Аутстаффинг приобрел широкую популярность среди работодателей благодаря следующим преимуществам:
- экономия средств. Актуально для Компаний, которые планирую
осуществлять деятельность в отдельном регионе (без открытия филиала).
- аутстаффинг снимает с работодателя юридическую ответственность перед
сотрудниками. Эту ответственность берет на себя компания-аутстаффер.
- упрощение ведения кадрового производства. Основные недостатки аутстаффинга:
- отсутствие возможности оформления Договора о полной материальной ответственности;
- отсутствие четкой нормативной базы, которая бы регламентировала аутстаффинг в Украине.
Марьяна Ришко
Юрист Goldblum and Partners
|