Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Май » 29 » Понятие аутстаффинга и его законодательное регулирование
08:22
Понятие аутстаффинга и его законодательное регулирование

Аутстаффинг в Украине явление не новое, но, тем не менее, законодательно практически не урегулировано.

Аутстаффинг возник в западных странах в 1970-е годы во время экономического спада.

Целью применения аутстаффинга является оптимизация бизнес-процессов, в том числе уменьшение налоговой нагрузки, снижение административных рисков.

Аутстаффинг (от англ. outstaffing) предусматривает собой такую модель организации трудовых отношений, при которой осуществляется оформление сотрудников в штат Компании – посредника (кадровое агентство, посредническая компания), которое в дальнейшем занимается ведением всех кадровых процессов, перечислением налоговых платежей, выплатой заработной платы и соблюдением всех законодательных норм.

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют нормы гражданского и трудового права, регулирующие аустаффинг, а также порядок заключения Договоров аутстаффинга.

Однако, в Решении Хозяйственного суда Харьковской области от 4 февраля 2013 года по делу № 5023/5802/12 касающегося толкования содержания договора аутстаффинга суд пришел к следующему выводу: стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но отвечает общим основам гражданского законодательства. В таком случае отношения между сторонами могут также регулироваться обычаем, в частности обычаем делового оборота.

Следует также отметить, что действующая редакция Налогового Кодекса Украины определяет услуги по предоставлению персонала в виде хозяйственного или гражданско- правового договора, в соответствии с которым лицо, предоставляющее услугу, направляет в распоряжение другого лица работников для выполнения определённых функций (п.п.14.1.183 ст.14. Налогового Кодекса Украины).

Норма указанной статьи предусматривает возможность заключения с указанными физическими лицами трудового соглашения или трудового контракта с лицом, в распоряжение которого они направлены. Другие условия предоставления персонала (в том числе вознаграждение лица, предоставляющего услугу) определяются соглашением сторон.

Очевидно, что аутстаффинг в Украине нуждается в создании базы нормативно-правовых актов, однозначности трактования процедуры применения и регулирования и заключения

Договоров с посредниками – аутстафферами.

Принятый проект Трудового кодекса № 2902 от 22.04.2013 года, предусматривает право работодателя при выборе кандидатов на работу воспользоваться услугами посреднических Компаний.

Законодательные требования, выдвигаемые к аутстафферам (посредническим компаниям)

До недавнего времени деятельность соответствующих Компаний в Украине ни кем и не чем не регулировалась. Ситуация изменилась в начале текущего года с вступлением в силу Закона Украины «О занятости населения» - далее «Закон».

Среди прочего следует отметить, что ч.2 ст. 36 законодатель определил перечень услуг, которые относятся к посредничеству:

  • поиск работы и содействие в трудоустройстве;
  • отбор работников в соответствии с заказами работодателей (в том числе иностранных) в пределах заключенных с работодателями договоров (контрактов).

Хочется отметить, что под действия норм Закона подпадают как аутсорсинговые компании (исполняющие частичные функции субъекта хозяйствования) так и аутстаффинговые компании (выводят персонал за штат Компании с дальнейшим оформлением в другую Компанию), рекрутинговые компании (осуществляют поиск кадров).

Кроме того деятельность посреднических компаний подпадает под жесткий контроль центрального органа Государственной службы занятости Украины. Соответствующие Компании будут вноситься в определенный перечень, ведение которого обеспечивается регулятором. Критерии, порядок внесения посреднических компаний в перечень на сегодняшний день не урегулирован.

Посреднические Компании обязаны сотрудничать с территориальными центрами занятости населения путем: подачи отчетности о количестве трудоустроенных лиц, подписания совместных договоров о сотрудничестве, проведении совместных мероприятий, обмена информации о вакантных должностях.

Очень важной новеллой Закона является положение ч.1 статьи 39: деятельность субъектов хозяйствования - работодателей, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на условиях трудовых договоров, осуществляется на основании разрешения, выданного центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Кроме того, субъекты хозяйствования - работодатели, нанимающие работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, направляющие работников при условии, если это предусмотрено коллективным договором такого работодателя, и при наличии согласия первичной профсоюзной организации и обязаны в том числе:

1)заключить договор с работодателем о применении труда работника;

2) выплачивать работнику заработную плату в размере не ниже, чем размер минимальной заработной платы;

Положения Закона четко не разграничивает способы вывода сотрудников, поэтому можно предположить, что обязанность получать разрешения для сотрудников будет ложиться также на Компанию, с, которой выводиться сотрудник.

Законом вводиться ответственность в виде штрафа в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения - за наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без соответствующего разрешения (по состоянию на 01.01.2013 р. – 22 940 грн.).

Преимущества и недостатки

Аутстаффинг приобрел широкую популярность среди работодателей благодаря следующим преимуществам:

  • экономия средств. Актуально для Компаний, которые планирую осуществлять деятельность в отдельном регионе (без открытия филиала).
  • аутстаффинг снимает с работодателя юридическую ответственность перед сотрудниками. Эту ответственность берет на себя компания-аутстаффер.
  • упрощение ведения кадрового производства. Основные недостатки аутстаффинга:
  • отсутствие возможности оформления Договора о полной материальной ответственности;
  • отсутствие четкой нормативной базы, которая бы регламентировала аутстаффинг в Украине.

Марьяна Ришко

Юрист Goldblum and Partners

Категория: Юридические вопросы | Просмотров: 1435 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика