Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2015 » Март » 5 » Покупка валюты и авансы за импортные товары: ограничение от НБУ
18:37
Покупка валюты и авансы за импортные товары: ограничение от НБУ

(комментарий к постановлению Правления НБУ от 23.02.2015 г. № 124, с учетом изменений, внесенных постановлением Правления НБУ от 03.03.2015 г. № 161)

Сложившаяся ситуация на валютном рынке Украины, как это ни прискорбно, оставляет желать лучшего. Понятно, что нестабильность валюты субъектам внешнеэкономической деятельности на пользу не идет. Чтобы хоть как-то повлиять на нынешнее положение дел и урегулировать курс валют, Нацбанк в дополнение к уже существующим ввел дополнительные валютные ограничения. Сейчас они касаются покупки валюты. Закреплены данные нормы Постановлением № 124. Итак, рассмотрим, какими правилами покупки валюты следует руководствоваться сегодня.

Запрет покупки валюты за счет кредитных средств

Нацбанк запретил уполномоченным банкам покупать инвалюту по поручению клиентов за счет средств в гривне, привлеченных этими клиентами в форме кредита. В случае нарушения данного запрета банки будут нести ответственность.

Исключение!

Данный запрет НЕ распространяется на операции физлиц, которые осуществляются за счет кредитных средств в гривне с целью выполнения собственных обязательств перед уполномоченным банком-кредитором по договору потребительского кредитования в иностранной валюте (п. 1 Постановления № 124).

Авансовые платежи по импортным контрактам: спецправила

Документальное подтверждение возможности осуществления оплаты, когда стоимость импортных товаров превышает 50000 долл. США.

Нацбанк запретил уполномоченным банкам осуществлять авансовые платежи за импортные товары, стоимость которых по импортному контракту превышает 50000 долл. США без подтверждения возможности осуществления этих платежей.

Для подтверждения такой возможности клиент должен предъявить для уполномоченного соответствующий пакет документов. Об этом Нацбанк отмечал еще в письме от 26.02.2015 г.№ 28-211/12780. Постановлением № 161 Нацбанк четко закрепил, какие документы обязательно следует подавать.

Обратите внимание!

Такой пакет документов подается как для покупки валюты, так и для перечисления инвалюты уполномоченным банком по поручению клиентов.

В первую очередь для подтверждения возможности осуществления оплаты необходимо подтвердить отсутствие задолженности по налогам, сборам. Для этого следует подать в банксправку Государственной фискальной службы Украины об отсутствии у резидента задолженности по налогам, сборам, платежам.

Напомним!

Такая справка выдается в соответствии с Порядком выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, контролируемым органами доходов и сборов, утвержденным приказом Миндоходов Украины от 10.10.2013 г. № 567 (далее —Порядок № 567).

Справка выдается бесплатно на основании заявления налогоплательщика о выдаче справки. Срок рассмотрения заявления налогоплательщика и выдачи справки или направления отказа в ее предоставлении составляет 5 рабочих дней со дня получения данного заявления органом доходов и сборов (пп. пп. 3–4 Порядка № 567).

Кроме того, в отдельных случаях нужно будет подать акт ценовой экспертизы (согласования). Акт подается при осуществлении следующих операций (п. 4 постановления Правления НБУ «О переводе средств в национальной и иностранной валюте в пользу нерезидентов по некоторым операциям» от 30.12.2003 г. № 597):

  • по оплате работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и/или выполнению обязательств по векселю, которым оформлена задолженность резидента перед нерезидентом по данной оплате,

и/или

  • зачисление задолженности по такой оплате в случае проведения зачета встречных однородных требований, если общая стоимость услуг, работ, прав интеллектуальной собственности по договору превышает 25000 евро или эквивалент этой суммы в другой валюте по официальному курсу гривни к инвалютам, установленному НБУ на день заключения договора.

Аккредитивная форма расчетов по импортным операциям, когда стоимость импортных товаров превышает 500000 долл. США

Нацбанк четко обязал уполномоченные банки осуществлять авансовые платежи (предварительную оплату) в инвалюте за импорт товара по ВЭД-договору, общая стоимость которого превышает 500 000 долл. СШАисключительно с использованием аккредитивной формы расчетов.

Такая форма расчетов должна осуществляться при нижеследующих условиях:

  • аккредитив должен быть подтвержден банком, рейтинг которого по классификации одной из ведущих мировых рейтинговых компаний (Fitch Ratings, Standard & Poor’s, Moody’s) соответствует требованиям к первоклассным банкам (не ниже инвестиционного класса);
  • покупка инвалюты может осуществляться исключительно в целях обеспечения подтверждения аккредитива (формирование денежного обеспечения) и для оплаты услуг банков-нерезидентов, которые принимают участие в операциях по аккредитиву;
  • оплата денежных средств по аккредитиву осуществляется после получения документов и установления их надлежащего представления.

Импорт жизненно необходимых товаров

Нацбанк отметил, что на импортные операции резидентов по покупке жизненно необходимых товаров не распространяется норма об обязанности использования аккредитивной формы расчетов в случае превышения общей стоимости товаров по ВЭД-договору 500 000 долл. США.

Обратите внимание!

Под жизненно необходимыми товарами подразумеваются следующие товары (ст. 5 Закона Украины «О мерах относительно стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» от 28.12.2014 г. № 73-VIII):

  • нефть (товарная подкатегория 2709 00 90 00 УКТВЭД);
  • газ природный (товарные подкатегории 2711 11 00 00, 2711 21 00 00 УКТВЭД);
  • необлученные топливные элементы (твэлы) (товарная подкатегория 8401 30 00 00 УКТВЭД);
  • электроэнергия (товарная подкатегория 2716 00 00 00 УКТВЭД);
  • уголь (товарные подкатегории 2701 11 00 00, 2701 12 10 00, 2701 19 00 00, 2701 12 90 00, 2704 00 19 00, 2704 00 30 00, 2708 20 00 00, 2713 11 00 00, 2713 12 00 00 УКТВЭД);
  • бензины, мазут и дизтопливо (товарная позиция 2710 УКТВЭД, кроме товарных подкатегорий 2710 91 00 00 и 2710 99 00 00);
  • товары, указанные в п. п. 2–7, 9, 10, 12, 13, 15, 18–20 ч. 1 ст. 282, ч. ч. 1 и 4 ст. 287, пп. 11 п. 4, п. 41 р. XXI «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины;
  • медицинские изделия для проведения гемодиализа и лечения онкологических больных по перечню, установленному постановлением КМУ от 16.02.2015 г. № 63;
  • товары, безвозмездно предоставляемые Украине правительствами других государств или международными организациями в рамках международных (межправительственных) соглашений, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Предоплата за такие жизненно необходимые товары осуществляется при условии возможности осуществления данных платежей. А подтвержденные платежи выполняются не ранее четвертого операционного дня со дня подачи уполномоченным банком информации об этих платежах в реестре в НБУ.

Переходные положения

1. ВЭД-договором не определена общая стоимость импортных товаров

В таком случае, если общая сумма переводов (на выполнение обязательств перед нерезидентом по импорту товара), осуществленных с даты 24.02.2015 г., вместе с суммой перевода, поручение на выполнение которого предоставлено, превышает:

  • 50000 долл. США, — действует норма о подтверждении возможности осуществления данной оплаты (нужно подтвердить отсутствие задолженности по налогам, сборам);
  • 500 000 долл. США, — действует норма об аккредитивной форме расчетов.

2. ВЭД-договор на приобретение импортных товаров был заключен до 24.02.2015 г.

Если общая стоимость товара, приобретаемого у нерезидента согласно этому договору, которая на дату вступления в силу Постановления № 124 (24.02.2015 г.) еще не оплачена и подлежит оплате в соответствии с условиями договора, превышает:

  • 50000 долл. США, — действует норма о подтверждении возможности осуществления данной оплаты (нужно подтвердить отсутствие задолженности по налогам, сборам);
  • 500 000 долл. США,— действует норма об аккредитивной форме расчетов.

3. С одним нерезидентом заключено несколько ВЭД-договоров на импорт товаров

Если резидент осуществляет авансовые платежи (предварительную оплату) в инвалюте за импорт товаров по ВЭД-договорам (контрактам), заключенным с одним и тем же нерезидентом, то данные ограничения будут действовать в зависимости от суммы платежей по этим договорам в течение 1 календарного месяца. Так, если сумма платежей превышает:

  • 50000 долл. США, — действует норма о подтверждении возможности осуществления данной оплаты (нужно подтвердить отсутствие задолженности по налогам, сборам);
  • 500 000 долл. США, — действует норма об аккредитивной форме расчетов.

Ирина ЛИТВИНЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Категория: Консультации | Просмотров: 4647 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2025
Яндекс.Метрика