Главной проблемой, а лучше сказать - коренным недостатком существующей системы НДС является возможность мошенничества. Система просто провоцирует больших и малых жуликов, откровенно намекает, – «ну выдай «бестоварную» налоговую накладную, продай контрагенту налоговый кредит, а затем с помощью крепкой «крыши» или быстрых ног не плати налог в бюджет».
«Через махінації з ПДВ в 2013 році з Державного бюджету
було викрадено 70 млрд. грн, тобто з кишені кожного
українця шахраї поцупили понад 1500 грн»
Ігор Білоус, голова ДФСУ
Главной проблемой, а лучше сказать - коренным недостатком существующей системы НДС является возможность мошенничества. Система просто провоцирует больших и малых жуликов, откровенно намекает, – «ну выдай «бестоварную» налоговую накладную, продай контрагенту налоговый кредит, а затем с помощью крепкой «крыши» или быстрых ног не плати налог в бюджет».
Мошенников, которые с помощью «бестоварных» налоговых накладных через так называемые «налоговые ямы» высасывают бюджетные деньги, пруд-пруди[1]. Налоговики борются с ними (или делают вид, что борются), сравнивая налоговый кредит покупателя с налоговыми обязательствами контрагентов, т.е. выискивая источники налогового кредита без уплаченного НДС.
Такая борьба ведется давно и, судя по всему, практически безрезультатно. И дело тут даже ни в том, что отсутствует воля к победе, дело в том, что тотальным контролем мошенников не победить.
А победить надо. Ликвидировать мошенничество можно. Рецептов тут несколько.
Во-первых, можно снизить ставку НДС и «покупать» налоговый кредит будет невыгодно (Можно и вовсе отменить этот Налог, ведь нет же НДС в США, и ничего, живут люди).
Во-вторых, можно перейти на кассовый метод начисления налоговых обязательств и налогового кредита, с перечислением 20 % оплаты на спецсчет и списанием денег с этого счета при оплате за товар/услугу, т.о. без движения денег не будет ни налоговых обязательств, ни налогового кредита.
И, наконец, можно использовать систему электронного администрирования НДС, основанную на «хитрой формуле», которая предусмотрена Законом № 1621.
Вот против этого Закона развернута настоящая война, да такая успешная, что даже в Коалиционном соглашении политсил пункт об отмене этого Закона записали.
Чем же этот Закон плох с точки зрения его противников? Ну, во-первых, он лишает предприятия оборотных средств, во-вторых, требует больших затрат труда, а в-третьих, не решает задачу ликвидации мошеннических схем. Конечно, критики Закона № 1621 не могут не согласиться с тем, что он (Закон) препятствует выдаче «бестоварных» налоговых накладных, зато, говорят критики НДС-счета и электронное администрирование не станут препятствием для фиктивного экспорта.
Неправда! Очень даже станут. Ведь перед тем, как «вывезти» несуществующий товар надо его купить. А продавец выдавая электронную налоговую накладную в этом случае должен будет пополнить электронный счет. Так что дороговатым будет фиктивный экспорт в условиях НДС-счетов. Да и тема коррупции на таможне связана не только с НДС. Это отдельная больная тема.
Специалисты по минимизации НДС также считают, что электронное администрирование бессильно против так называемых «каруселей», когда «налоговая яма» покупает реальный товар, а значит, имеет зарегистрированную налоговую накладную, а продает «фиктивный», т.е. выдает «бестоварную» налоговую накладную. Думается, что и в этом случае они правы т.к. поставщик реального товара, выдавая налоговую накладную, все-таки уплатит налог. Конечно, электронное администрирование не панацея, а временная мера. Это способ разогнать наиболее наглых мошенников, после чего можно будет говорить о «европейских методах администрирования НДС», до которых нам еще очень долго.
Конечно, в Законе № 1621 полно недостатков, а также откровенно издевательских норм. Но, Закон № 1621 - это все-таки инструмент борьбы с мошенниками. А хотят ли критики Закона № 1621 такой борьбы? Понимают ли они, как ее надо ввести? Похоже, что ответом на оба эти вопроса является слово «НЕТ»!
Если бы критики Закона № 1621 хотели настоящей борьбы с «налоговыми ямами», то они предложили бы 5-6 поправок в этот Закон, которые устранили бы все «вредные воздействия» Закона. В чем может быть смысл этих поправок:
во-первых, надо разрешить предприятиям использовать остатки средств на электронных НДС-счетах для уплаты других налогов и ЕСВ;
во-вторых, надо разрешить малому бизнесу (т.е. тем, у кого оборот до 20 млн. грн в год) по своему желанию переходить на «кассовый метод».
Но поправок не хотят, как уже говорилось, в Коалиционном соглашении предусматривается отмена Закона № 1621. А что ж в замен? А ничего конкретного, это неконкретное обозначено как «реформирование системы администрирования налоговых накладных». Мы уже пережили несколько этапов такого реформирования, которое не дало ничего, кроме нервотрепки с доказыванием, что сделка «не никчемная», а поставщик «не фиктивный» и выдавливанием из предприятия уточненных налоговых деклараций с увеличением сумм согласованных налоговых обязательств.
Каким будет новый этап «реформирования», мы, очевидно, увидим не скоро, ибо срок такого реформирования Коалиционным соглашением не предусмотрен.
Кроме отмены Закона № 1621 и непонятного реформирования администрирования НДС коалицианты обещают:
- обеспечить администрирование НДС с обеспечением прав плательщиков налога на своевременное возмещение НДС;
- установление сроков такого возмещения и ответственности налогового органа за неполучение возмещения.
Интересно, как налоговый орган, который не осуществляет возмещение НДС (НДС возмещает Госказначейство), может нести ответственность за несвоевременное возмещение? И в чем будет состоять ответственность налогового органа? Денег у него на оплату финсанкций нет. Может быть компьютеры у него будут отбирать или зарплату у налоговых инспекторов списывать в пользу предприятия? Абсурд — он абсурд и есть.
Трудно сказать, с чем мы столкнулись — с популизмом или непрофессионализмом? Очевидно и с тем, и с другим.
Короче говоря, радоваться могут те, кто создают и «крышуют» мошенническую схему. Они близки к победе. Неужели снова облом? Как в конце 90-х, когда тоже хотели ввести НДС-счета, а получили разгул мошенничества с НДС.
Отменить Закон не сложно – это вам не новый закон с кучей подзаконных актов и компьютерных программ создать.
Конечно, пункт в Коалиционном соглашении – это еще не закон, в этом соглашении много пунктов хороших и разумных, а также не очень хороших, не очень разумных и откровенно популистских. Судя по высказываниям подписантов, они сами не очень верят в то, что все, что прописано в Коалиционном соглашении, будет выполнено.
Так что и система, предложенная Законом № 1621, может уцелеть. Тем более, что первейшим вопросом для нового Правительства будет бюджет-2015.
А как сверстать бюджет, понимая, что «налоговые ямы» продолжают действовать? И как можно рассчитывать на иностранные инвестиции в таких условиях? Так что борьба еще не завершена.
Ну, что ж. Нам не привыкать, нервы у нас крепкие.
А всем реформаторам и всем живущим в эту эпоху перемен могу порекомендовать еще раз и повнимательней посмотреть фильм «Убить дракона» (кинофильм-притча режиссёра М. Захарова).
Мало, ох, как мало убить (прогнать!) Главного Дракона, этот дракон разобьется на тысячи маленьких и нестрашных дракончиков, которые изнутри сгрызут Победителей Дракона. Так что вся борьба еще впереди и, как сказал один из героев названного фильма (его великолепно сыграл В. Тихонов): «Зима будет долгой».
Тримайтесь. Україна переможе
[1] Конечно, «бестоварные» налоговые накладные – это не единственный и не сильно «эффективный» способ наполнения «налоговых ям» деньгами, есть и другие, о которых сегодня даже не заикаются, но без ликвидации мошенничества с «бестоварными» налоговыми накладными Госбюджет не наполнить.
Юровский Борис,
|