Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2014 » Июнь » 3 » Гордиев узел экономики Украины
16:58
Гордиев узел экономики Украины

 Уважаемые посетители сайта. Наша редакция предлагает к вашему вниманию статью нашего постоянного читателя Гальченко Александра Евгеньевича. Статья подается без правок и корректировок и отдается полностью на суд нашего читателя. Наша редакция может не разделять некоторые идеи автора. 

 Идея, изложенная в данной статье не нова, но по моему глубочайшему убеждению является краеугольной для создания предпосылок цивилизационного рывка страны.

Аннотация

В своем подавляющем большинстве украинцы, как и жители Земли живут в материальном мире, где деньги являются универсальным мерилом сущностей, а принципы их перераспределения, одним из нескольких государствообразующих столпов.

Как показывает опыт Майдана и последующие события, с нематериальным – общечеловеческими ценностями, духовными принципами, патриотизмом в Украине все хорошо. И даже в тех нескольких областях все не так плохо, как кажется на первый взгляд.

Искривленные принципы государственного управления последние лет 15-20 отбрасывали страну в экономическом развитии, а сейчас вообще ставят Украину на грань существования! Сбор налогов, не стимулирующий развитие и поощряющий применение схем уклонения, порождает коррупцию. А несправедливость вознаграждения за труд и пенсионного обеспечения, помимо материального, разлагает общество морально-этически, создавая социальное напряжение и поощряя госчиновников консервировать статус-кво. Некоторые из перекосов уже обретают механизмы решения в виде законов о тендерах, доступе к информации, декларировании имущества чиновниками и других. Сосредоточимся на принципах сбора налогов, иллюстрируя предложения и выводы личным примером. Сразу отмечу – все события, факты, цифры подлинны и не случайны, за все нижеизложенное несу полную ответственность.

Расчетная часть

Дано: небольшая торговая компания, соучредителем которой являюсь; импорт стройматериалов с 2007 года; регион продаж – Киев (70%) и близлежащие области.

Определим:

А) - уровень налоговой нагрузки и дохода;

Б) - схемы уклонения от налогов;

В) - ключевые моменты порочности системы.

Расчет по пункту А)

Вашему вниманию баланс компании за 2013 г.  На полную ставку в компании работают два человека они же соучредители + нанятый бухгалтер на пол-ставки. Характер продаж сезонный. Так как решением задачки не может быть «2,5 землекопа», считаем что в компании работает 3 человека.

Это не бухгалтерская статья в чистом виде, поэтому некоторые формулировки буду упрощать, а цифры округлять. Также, расчеты ведутся с точки зрения экономической целесообразности предпринимателя – субъекта, генерирующего наполняемость бюджета – т.е. считаем, что отчисления подоходного налога ложатся на компанию. К тому же людям важно знать сумму зарплаты «на руки».

Доход каждого из 2-х постоянных сотрудников-соучредителей состоит из официальной зарплаты в 2,5 тыс. грн. и доплаты (условно - дивиденды) по итогам работы, которая в 2013 г. составила около 5,5 тыс. грн. в месяц. При этом два человека непосредственно выполняют весь комплекс работ и функций, необходимый для осуществления деятельности компании (кроме бух. отчетов): таможенное оформление, транспортная логистика, первичная бухгалтерия, менеджмент потребителей, маркетинг продукции, участие в тендерах и т.д...

Налоги, которые платит компания, состоят всего их 3-х видов: Налог на Добавленную Стоимость (НДС) – 20%, на прибыль – 19 % и на зарплату – совокупно: 15 (подоходный) + 3,6 (соцстрах) + 36,4 (Пенс.Фонд) = 55%.

Так называемый исходящий НДС мы платим в основном, таможне в момент оформления импортной партии (в 2013 г. – 15-ть 20-ти тонных фур). По итогам месяца мы доплачиваем еще НДС на счет налоговой как разницу между входящим от покупателей при продаже продукции и исходящим, в пределах 1-1,5% с оборота.

Итого, за 2013 г. мы заплатили в бюджет Украины 358,4 тыс. грн. НДС – см. 020 ряд финрезультата (акциза и таможенной пошлины у нас нет).

Посчитаем налоги на зарплату: среднемесячный фонд оплаты труда в 7 тыс. грн. Х 55% отчислений = 3,85 х 12 = 46, 2 тыс. грн.

Забегая вперед, отмечу два момента вопиющей социальной несправедливости:

1 – существует предельное значение зарплаты с которой отчисляются 40% в фонды – в 2013 г. это 19,5 тыс./мес. Если зарплата составляет 50 тыс. грн., то на 30,5 тыс. эти 40% не насчитываются! Не знаю статистики, но в Миндоходов точно посчитано сколько десятков/сот тысяч человек в Украине имеют зарплату выше 19,5 тыс.

2 – для низкооплачиваемых категорий существует льгота, цитирую налогового консультанта – «значит, с учетом налоговой льготы работник будет получать на руки 1 тысячу 397 гривен 6 копеек, что почти на 86 гривен больше, чем без применения льготы». Ну да, - и 6 копеек.

Это исправляется элементарно и практически мгновенно – принятием поправок в соответствующий нормативный акт и может быть реализовано уже с 3-го квартала текущего года – снятием верхнего предела начислений и установлением нижней границы в 2 тыс. грн. с которой эти начисления начинаются.

В 2013 г. налог на прибыль платится по итогам года и составил у нашей компании всего 4,4 тыс. грн. Уменьшает налог на прибыль увеличение себестоимости в процессе производства и реализации продукции.

Таким образом, общее количество налогов и сборов, выплаченных нашей компанией в 2013 г. составило: 358,4 + 46,2 + 4,4 = 409 тыс. грн., что в расчете на одного работающего составляет 136,4 тыс. грн. в год.

Сравним уровень налоговой нагрузки нашей небольшой компании с двумя известными корпорациями. Согласно пресс-релиза компании СКМ: «В 2013 году Группа СКМ перечислила в бюджеты всех уровней более 28 млрд грн. По итогам года общая численность сотрудников группы превысила 320 тысяч человек.» - налоговая нагрузка на одного работающего составляет 87,5 тыс. грн./ год.

По данным пресс-службы и сайта "Приватбанка" за 2013 г.- налоговая нагрузка на одного работающего составляет 50,3 тыс. грн./ год.

Посчитаем нашу налоговую нагрузку на компанию от валового оборота – 100 Х 409/2150,3 = 19%.

Рентабельность бизнеса для собственников компании составила 140 тыс. грн. = 6,5 %.

Описание по пункту Б)

До 2010 года среднекиевская ставка обналичивания была 7%, с приходом «семейной» команды «хозяйственника» Януковича и организации официальных (!?) площадок возросла до 12%. Итак, отправив 156 тыс. грн. безналичной прибыли и получив назад 140 тыс. наличными мы не доплатили в бюджет страны примерно 26 тыс. НДС + еще около 26 тыс. налога на прибыль + 5 тыс. (5%) налога на дивиденды = 57 тыс. грн.

(*Прим. Тут надо отделять «котлеты от мух» - не путать обналичивание капиталов «добытых преступным путем и/или предназначенных для поддержки терроризма, сепаратизма, предательства страны», как это происходит у изгнанной «семейной» команды Януковича и неизбежный в условиях нынешних неподъемных налогов спрос на услуги конвертцентров для малого и среднего бизнеса. Из тех полутора сотен миллиардов гривен, которые насчитали ныне бравые налоговики/СБУшники и которые прошли через конвертцентры, всего часть принадлежит «курченкам» и «пшонкам», основная часть это дивиденды, заработанные сотнями тысяч вполне добропорядочных фирм и предприятий. Выделим три момента:

1) Конвертация всегда происходила у них же на виду – выскажу одно из двух возможных предположений, либо при их содействии/попустительстве, либо благодаря их вопиющей некомпетентности. И первое, и второе является достаточным поводом для тотального обновления соответствующих структур!

2) Данная статья и написана именно для того, чтобы убрать предпосылки и «добропорядочной конвертации» - а) снизить налоги до «подъемного» - выплачиваемого уровня; б) упростить контроль над уплатой; в) убрать искушение у бизнеса не платить сниженные налоги; г) кардинально снизить «взяткоемкость» экономики в сфере налогово-таможенной политики, принципиально лишив чиновников возможности влиять на размер налоговых обязательств.

3) Все обналичивания происходят практически на 100% по закону – что у малого бизнеса (например, нашей фирмы – см. подборку запросов – мои ответы на них почти полностью удовлетворили налоговую), что у крупного. Беда в том, что в совокупности законы кривые – поощряют уклоняться от завышенных налогов с помощью почти законных схем.)

Увеличивать продажи компания могла только за счет участия в тендерах инфраструктурных и крупных предприятий госсектора. Но это тема отдельного разговора – как-нибудь позже опишу впечатления.

Система государственного управления вообще и налогового администрирования в частности устроена так, что заранее обрекает субъекта хозяйствования играть по параллельным правилам – в откаты, обналичку, взятки, схемы. Справедливые, прозрачные правила взаимодействия гражданина/предпринимателя с государством в лице чиновника не выгодны последнему потому, что при нынешняя налоговая система:

А) Генерирует чиновникам доход из воздуха в виде неизбежного спроса на услуги конвертцентров – «беловоротничковое», почти законное казнокрадство.

Б) Гарантирует чиновникам предложение взяткотраффика – непосредственно «старой-доброй» взятки за решение вопроса о неофициальной снижении налоговой нагрузки до выплачиваемого уровня. Сам не сталкивался, а рассказы друзей (хотя и на 100% верные), имевших дело с ними перессказывать не буду – статья интересна в том числе и прямой речью первоисточника. Тем более каждый может приложив некоторые усилия, полюбопытствовать о наличии автопарка и недвижимости у налоговых инспекторов и милиционеров уровня от начальника отдела или майора (скорее всего у неработающих жен, тещ и прочих свояков). 

С учетом же наших цифр налоговой нагрузки никто в налоговой особо и не добивался увеличения отчислений и не пытался уличить нас в уклонении – так, формально отрабатывали сработавшие летом 2013 на нас критерии, разработанные в недрах Миндоходов (в знаменитой металлической комнате со стеклянным столом и стульями?) С декабря 2012 по январь 2014 г. мы ответили на 11 запросов – см. фото-подборка запросов (за раз только четыре в сканер влезли). Только в одном случае мы доплатили 3,5 тыс. грн. НДС.

Для небольшой компании вроде нашей наиболее простой и эффективной является схема уклонения от налогов в виде завышения себестоимости деятельности. Завышают себестоимость услуги – транспортные, рекламные, консультационные, ремонтные, а также покупка «малоценки» (МБП) или основных средств (ОС).

 

Для более солидных оборотов становятся актуальными строительные работы (могу предположить, сейчас многие начнут «строиться», где-то в районе донецко-славянско-луганского треугольника, обналичивая под это дело огромные суммы). Также существуют возможности обнала с помощью страховых, оффшорных, фондовых схем с которыми не имел дела.

Все эти методы прекрасно известны как предпринимателям, так и налоговикам – ничего нового я не открыл. Однако для начала широкой общественной дискуссии необходимо прекратить стыдливо замалчивать проблему. Кровь Героев Майдана и АТО требует этого! Равно, как и для уменьшения количества будущих жертв террористической войны, против Новой Украины, навязанной стране из-за восточного рубежа деятелями «межигорского клана» и их союзниками.

Анализ пункта В)

Я описал механизм исчисления налогов при так называемой общей системе налогообложения. Существует альтернатива в виде упрощенной системы, при которой юрлица платят 3% с оборота + НДС (если годовой оборот не превышает 5 млн.) или 5% + НДС при обороте до 20 млн. грн. Налог на прибыль не платится. В случае перехода на упрощенную систему мы бы лишились примерно половины прибыли/дивидендов - 65 тыс. грн - смысл упрощения теряется – в этом случае мне бы на лекарства не хватило (см. выше). Это один из порочных принципов налоговой системы – заведомо неподъемные налоги, вызывающие огромный спрос на услуги околовластных «оптимизаторов» и «решал».

Существует возможность платить 5% или 7% от дохода (в зависимости от оборота) без уплаты НДС. Но статус не плательщика НДС автоматически на 20% завышает расходы импортера и занижает доходы экспортера. По логике, не плательщик НДС не должен уплачивать его на таможне в момент оформления импорта, однако в действительности все не так как на самом деле - привет Мюнхаузену. Специально уточнял на таможне - «даже если вы не плательщик НДС все равно надо авансировать НДС на таможне на сумму импортного счета и стоимость транспортировки до границы, это разные системы». Ну да, разные – таможенники марсиане, налоговики лунатики, а мы – земляне вынуждены подстраиваться под них.

Поясним механизм уплаты НДС. Наибольшую сумму НДС платит конечный потребитель – в нашем случае покупатель дома или ремонтных услуг на р/с стройкомпании – 30 грн. из 180 грн. стоимости дома/ремонта. Строители покупают материалы у нас за 150 грн. (25 грн. НДС), и перечисляют в налоговую только 5 грн. разницы между своим и нашим НДС. Мы же перечисляем – «доплачиваем» в налоговую разницу между 25 грн. НДС от стройкомпании и 20 грн., которые уже заплатили таможне в момент оформления товарной партии (на 100 грн. стоимости по счету экспортера). Это в случае импорта.

Если товар отечественного производства, то 20 грн. НДС передается далее по цепочке – заводу изготовителю, а тот передает 15 грн. производителям исходного сырья – карьеру, нефтевышке, лесопилке. И уже они обязаны заплатить эти 15 грн. налоговой. Здесь возникает сразу несколько моментов, с огромным синергетическим эффектом усиливающим порочность системы – государству в лице таможни/налоговой в практическом смысле наполяемости бюджета выгоден импорт!

1) В реальности, через импорт до бюджета доходит больше налогов. Его легче контролировать, чем следить за уплатой 15 грн. НДС в бюджет карьером или нефтовышкой, которые легко сбрасывают значительную часть из этих 15 грн. на «налоговые ямы» - конвертцентры под какие-нибудь изыскательские работы, типа - разведка новых месторождений или покупка «мусорных акций» фиктивных активов за рубежом.

2) Такая система стимулирует дорогой импорт с большим количеством добавленной стоимости – если предположить, что мы импортировали бы сразу сборный домик за 150 грн. без НДС (аналог домика отечественных строителей за 180 грн. с НДС), то мы сразу же перечислим в бюджет (через счет таможни) 30 грн. НДС.

Таким «естественным» образом мы стимулируем иностранного товропроизодителя и угнетаем отечественного. Поэтому все нынешние призывы поддержать отечественного производителя – лукавая пустышка.

Одновременно государство не любит экспорт, так как приходится вынимать из бюджета «живые» деньги – наверняка многие слышали о проблеме возврата НДС экспортерам.

Упорядочим моменты вопиющей порочности налоговой системы.

НДС:

а) стимулирует импорт, угнетает экспорт;

б) создает огромный спрос на «обналичку»;

Налог на прибыль:

а) поощряет затратные методы ведения хозяйства так как «чем эффективнее ты работаешь, тем больше ты отдашь налогов»;

Налоги на зарплату:

а) культивируют принцип социальной несправедливости – «богатые платят меньше» (см. выше)

б) загоняют з/п в тень, стимулируя конвертационные центры.

Прочитал, что губернатор днепропетровщины потребовал от нового главы налоговой инспекции области – «больше никаких конвертцентров» Был бы двумя рукам за!! - если бы мы находились в одинаковых условиях. А так по налоговой нагрузке мы с ним явно в разных весовых категориях 136,4 тыс. грн./год и 50,3 тыс. грн. /год. Также, у нас разные методы уклонения (у меня) от существующих налогов - см. выше, и гуглите «список официальных оффшоров группы Приват» (у них – оптимизация).

С тем же пафосом я мог бы выходить на пикеты по поводу запрета для украинского бизнеса каких-либо транзакций с оффшорными юрисдикциями. Однако я понимаю, что в полной мере выплачивать существующие налоги не возможно даже олигархам. Также, я считаю, что частная форма собственности наиболее эффективна на данном этапе развития человеческой цивилизации. Именно поэтому необходимо солидарно всем бороться не со следствием, а устранять причину конвертцентров, причем в масштабах страны и для всех субъектов в равной степени.

 

Кто же и каким образом развяжет тугой узел застарелых социально-экономических проблем Украины?


 

Бритва Оккама для Налоговой (предлагаемые решения)

А) Снизить налоги на зарплату в 2,5 раза – в совокупности с 55 до 20-22% - что ожидаемо. Это позволит оставить тот же уровень сбора отчислений за счет легализации з/пл в 2-2,5 раза + от добавки при ликвидации перекосов социальной несправедливости (см. выше).

Как то попал на прием к начальнику одной из налоговых инспекций Киева. По поводу официальной зарплаты он сказал дословно «вы посмотрите, что можете сделать – может, немного поднимите зарплату»; говорю – на 30% нормально? – «ну, смотрите чтобы смогли потянуть» Как я понял слишком много показалось. Он не друг и не родственник и ничем не обязан. Просто понимает всю неподъемность нынешних отчислений. Какие еще нужны аргументы и доказательства?

Б) Изменить виды налогов, адаптировав налоговую систему под вызовы времени в Украине – отменить НДС и налог на прибыль и ввести вместо них налог с оборота (НО).

С учетом нынешней 19% налоговой нагрузки на компанию (находится в конце производственно-торговой цепи – на 3 обороте из 3-4-х при движении от сырья к потребителю) расчетный уровень налога с оборота (НО) получается около 10%.

Мы применили, в том числе и древний принцип мудрого Оккама, запрещающий множить сущности без крайней на то необходимости. В нашем случае, НО заменяет сразу два – НДС и на прибыль, а 20% подоходный налог – целых три.

Надо понимать, что общий уровень налоговых отчислений в бюджет в нашей цепи от добычи сырья до ремонта домика станет всего чуть меньше нынешнего уровня. Можно предположить, на 15-25% - но надо же как то стимулировать предпринимательскую инициативу. Примерно на те же 15-25% возрастет уровень рентабельности бизнеса и дохода сотрудников компании. То есть – не произойдет 2-х кратного падения налоговых отчислений и 2-х кратного увеличения доходов компании, как это может показаться на первый взгляд.

Несмотря на 15-25% снижение налоговых отчислений каждой компанией, буквально в течении 3-4 месяцев наполняемость бюджета достигнет нынешнего уровня за счет таких компенсаторов:

- Практически 100% отмирание схем ухода от налогов, как связанных с завышением себестоимости, так и оффшорных, страховых, амортизационных – и вывод денежных потоков из тени. Это будет более выгодно, чем платить % «схемотехникам», если можно ту же сумму прибыли получить легальным путем, заплатив сниженные до реального уровня налоги Родине и чувствовать себя приличным человеком.

- Оживление экономики – причем без всяких программ помощи тем, стимулирования этих… - вся страна превратится в огромную Свободную Экономическую Зону, привлекательную для возврата отечественных капиталов и прихода иностранцев.

- Эффективного перекрытия коррупционных чиновничьих мега-проектов и олигархических схем (почему эффективного – чуть ниже). Плюс параллельно заработает другое антикоррупционное законодательство.

- Финансовой помощи мирового сообщества Украине перед лицом российской неадекватности и угрозы Европе и Миру.

Повторюсь, идея не нова – в Украине существует даже партия, ставящая своей целью введение 5% налога с оборота и 10 % подоходного – 5.10. Однако, мы должны поддерживать гармонию материального и не материального - руководствоваться во-первых здравым смыслом, а также принципами социальной справедливости и солидарности. Поэтому налоги должны быть на уровне 10.20.

В пользу принципиальной возможности внедрения принципа уплаты налога с оборота говорит и тот факт что сейчас она уже существует избирательно для определенных компаний, подпадающие под критерии количества сотрудников и максимального оборота – см. выше. Однако, как любая полумера она не эффективна и порождает диссонанс – это как на одну ногу одеть кроссовок, а на другую роликовые коньки и ожидать полуторакратного увеличения скорости.

Посмотрим к чему приведет внедрение системы 10.20:

- Благодаря упрощению отпадет надобность в армии бухгалтеров, налоговых юристов и консультантов. Все они найдут возможность заработка на быстрорастущем рынке труда благодаря подъему бизнес-активности. Возможно, некоторым придется переквалифицироваться для работы на вновь создаваемых сборочных приборостроительных производствах.

- Произойдет радикальное – в 2-3 раза сокращение таможенников и налоговиков (СБУ, МВД, судов и прокуратуры тоже касается!). Одновременно, оставшиеся, перейдут в категорию уважаемый людей – прилично оплачиваемых (6-15 тыс./мес.) государственных менеджеров.

- Как упоминал выше, резко возрастет эффективность борьбы со схемами крупного бизнеса и вообще уклонистами. Чисто механически освободится время у налоговиков для эффективного контроля - большинству предпринимателей будет более выгодно работать и платить 10.20, чем тратить время и ресурсы на схемы. Прозрачность и автоматичность исчисления налога будут в помощь.

(*см. подборку налоговых запросов – я тратил вместе с бухгалтером на копирование бумаг день, а в налоговой, инспектор-аудитор разбиралась с каждым таким нашим ответом несколько недель. Порядковые номера запросов исчислялись тысячами. У меня давно сложилось мнение, что помимо выжимания дополнительных платежей и налогов в пользу, как бюджета, так и «межигорья», в последние пару лет «семейные» руководители соответствующих бюджетоформирующих ведомств специально зацикливали армию государевых людей на борьбу с мелочами, чтобы у тех не было времени голову поднять и заметить реальные налоговые ямы и схемы высших госчиновников.)

- Такая налоговая система будет стимулировать высокотехнологические производства с замкнутым циклом.

- Фиксированный НО будет стимулировать инновационные подходы к оптимизации деятельности торговых и производственных компаний – кто более эффективен, у того и будет оставаться больше денег (дивидендов) после уплаты 10% с оборота. У кого справляются 5-ть человек вместо 2-х (например как у нас) тот и меньше денег заработает.

- Благодаря налогу с оборота автоматически кардинальным образом уменьшится количество экономически бессмысленных торговых посредников–паразитов – лишних звеньев в цепи от производителя к потребителю. О масштабах паразитической нагрузки на украинскую реальную экономику и потребителей говорят, в том числе и такие цифры – по данным сайта Миндоходов в налоговых инспекциях двух центральных киевских районов – Печерском и Шевченковском зарегистрировано в качестве налогоплательщиков 103 тыс. юридических лиц (!) (+ 33,5 тыс. частных предпринимателей) при населении этих районов 360 тыс. человек. Что они производят? Кто знает торговые марки с Печерских холмов?

Вопросы риторические. Конечно, часть из них нормальные, вполне нужные, компании (сам из таких), банки, магазины и прочие субъекты хозяйствования. Но среди них многие десятки тысяч «тендерных прокладок», компаний, учрежденных нардепами, министрами/заммининистрами, налоговиками, таможенниками, судьями, директорами госпредприятий (шахт, заводов, инфраструктурных монополий), прокурорами, генералами и прочими паразитами, поедающими страну. Эти компании покупают дешево у одних госпредприятий и продают дорого другим госпредприятиям, получая на это дотации из бюджета.

Надо отметить, что все эти деятели не только киевские – пропорционально со всей страны. Все они регулярно бывают в столице – решают вопросы (в том числе личного обогащения). Киевляне, мы в ответе за всю страну, поэтому наш долг прилагать максимальные усилия в поиске путей и вариантов интенсификации развития страны.

Как в Мире

В Европе применяется система с НДС. В Китае, Индии, Канаде параллельно НДС и налог с продаж. В США нет НДС и существует разновидность налога с оборота в виде налога с продаж, который берется только при продаже конечному пользователю. Эксперты говорят, что мировой опыт не знает примеров движения от налоговой системы с НДС к системе без НДС. Может быть. Однако с 1941-го и до недавних пор Европа не знала примеров оккупации одной страны другой! Распадались, было – Югославия, Грузия, но присоединения части одной страны к другой не было!

В Европе, Америке существуют вековые традиции капитализма, протестантской этики ведения бизнеса и жизни, отлаженная система госуправления и контроля. В Украине нет столько времени на воспитание гражданской ответственности чиновников и бизнесменов. И вообще, кто сказал, что мы не можем быть примером для Европы и Мира в реформах и инновационном развитии?

Правда есть и другая альтернатива борьбы с коррупцией – гуглите «статистика расстрелов чиновников в Китае» - однако, это не наши методы.

Остается работать над предложенной моделью. Можно было бы уменьшить существующие налоги в рамках системы с НДС и налогом на прибыль, но всегда есть искушение не заплатить даже малое. Например, в советское время проезд в трамвае стоил 3 коп. - и то норовили зайцем проскочить! Налог с оборота уберет в принципе возможность жульничать – при нынешнем уровне компьютеризации продаж и отчетности занижать оборот становиться практически не возможно.

А что соседи?

В России принята традиционная для СНГ система с НДС и налогом на прибыль. Думаю, переход к предлагаемой модели там принципиально не возможен по кардинальным мировоззренческим причинам. Это помимо общебюрократических препон, присущих и нашей стране. Дело в том, что внедрение принципа 10.20 приведет к тотальному уменьшению роли государственного надзора и принуждения. У нас общество после Майдана готово брать ответственность за себя и на себя. В России нет. Они не будут знать, как жить дальше. Это миф, что Путин их насильственно оболванивает – он их зомбирует ровно настолько, насколько они готовы не знать реальность и впитать зазеркалье.

Предполагаю, Лукашенко смог бы внедрить предлагаемую систему и даже более эффективно, чем Украина, но Путин им этого просто не позволит. А бороться с ним у белорусов нет ни сил, ни желания.

Как хотели сделать у нас

В последнее время Янукович стал понимать, что в нынешнем состоянии экономика страны не вынесет двоих – и «межигорье» и остальное общество, поэтому в Миндоходов появилась идея стимулирования экономики путем снижения НДС до 9% с одновременным введением налога с оборота в 1-2% при сохранении налога на прибыль. Это все не плохо – даже промелькнула мысль, может позвать назад «семейную» команду специалистов – Колобова, Клименко? Раз майдановские лидеры оказались и в этой сфере «ни рыба ни мясо». Шучу, пока.

Но у них была принципиальная ошибка – полумера, которая хуже всего. НДС надо убирать полностью! А то будет, как наполовину проведенная блестящая операция на сердце – нонсенс. Но тенденция налицо, цифры сопоставимы – можно засчитать +1 «лайк» от Клименко предлагаемой системе. Конечно, хоть и урезанную вдвое, но они оставляли себе возможность кормиться на искушении бизнеса сбрасывать НДС на налоговые ямы и завышении себестоимости. Однако они принципиально не могли без этого – коррупционной составляющей экономики. Могут ли без нее обойтись вчерашние лидеры Майдана? Вот вопрос жизнеспособности Украины, как успешного состоявшегося государства!

Поясним некоторые моменты и предвосхитим вероятные вопросы

Скорее всего предлагаемый налоговый принцип подвергнется критике со стороны: нардепов – регионалов с коммунистами; из центральных офисов Миндоходов - таможни и налоговой (не районных! – там почти все «за» будут); налоговых юристов-консультантов - знатоков оффшорных юрисдикций. Возможно, среди них появится целое движение нео-луддитов – противников внедрения НО с основными аргументами по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» . Кто хочет – делает, иначе – ищет оправдания.

Безусловно, необходима градация субъектов по отраслям и размерам. Такую работу можно выполнить достаточно быстро благодаря 100% автоматизации налогового учета. Сколько не искал, не нашел в повседневной жизни примеров производственных цепочек длиннее 4-х.

Также, за последние два-три года Янукович по-хозяйски инвентаризировал все финансово-налоговые потоки в стране, так что Миндоходов знает предельный уровень налоговой нагрузки, которую может выдержать как отдельная компания, так и целые отрасли. К примеру, за 2013 год у нас было 9 запросов из налоговой, а за предыдущие 6 лет – всего 3-4.

Само собой разумеется, произойдет некоторое перераспределение уровня цен для потребителя и рентабельности для бизнеса – на некоторые товары поднимется, на некоторые опустится. Однако ситуация быстро самосбалансируется. Бизнес пойдет в те производственно-торговые ниши, где произойдет увеличение рентабельности и частично уйдет оттуда, где будет падение рентабельности – выровняв цены.

Выводы

Вижу единственную возможность реализации предлагаемой налоговой реформы путем создания консалтингового Центра с гибридной структурой распределения полномочий и ответственности между общественностью, госорганами, партиями и общим финансированием по аналогии с армией.

Помимо налоговой реформы Центр будет заниматься устранением других чиновничьих маразмов, которые липкой паутиной сковывают страну.

Такая структура вести диалог с жителями юго-востока страны (взамен дискредитированных традиционных госведомств). Причем, не только с так называемыми «простыми» людьми, но и с крупными бизнесменами и олигархами.

Первых будет выслушивать и в процессе такого общения заниматься экономическим просвещением, объясняя – кто и каким образом зарабатывает на госимуществе, бюджете, льготных тарифах на энергию и перевозки, какие бывают схемы увода денег с территории. Где генерируется прибыль для собственников - как частных владельцев, так и для менеджмента формально государственных шахт и заводов. Со вторыми может сложится плодотворная дискуссия о преимуществах и перспективах равноправного и ответственного подхода к сотрудничеству между ними и государством в решении социально-экономических задач их предприятий, а также регионов и страны в целом.

Например, для начала работы подобной структуры достаточно 1/10 части ресурсов любого кандидата из первой четверки президентской гонки. Но судя по всему, придется ждать появления новых Лидеров. Кто озаботится подобной идеей, сможет буквально в течении нескольких месяцев примирить юго-восток с остальной частью страны, осенью сформировать парламентское большинство, реализовать реформу, укрепить страну и стать таким образом национальным героем украинским Александром Македонским, разрубившим узел социально-экономических противоречий.

Господа, место Героя в истории Украины вакантно – проявляйтесь!

 

Александр Гальченко, налогоплательщик.


 

 

    

Категория: Отдохни | Просмотров: 992 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика