Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Апрель » 14 » Финотчетность-2013: реформирование продолжается
09:43
Финотчетность-2013: реформирование продолжается
В текущем году бухгалтерские нормативные документы претерпели ряд изменений. Некоторые из них можно назвать революционными: пять важнейших национальных стандартов бухучета заменил один, вместо четырех форм финансовой отчетности появилось пять, своих форм удостоилась консолидированная финансовая отчетность. Другие изменения не такие всеобъемлющие, но для многих они не менее важные. О них тоже нужно знать.
Данная статья поможет бухгалтерам увидеть новую финансовую отчетность в целом, а также обратить внимание на некоторые детали. Блиц-справочник, размещенный в последнем разделе статьи, послужит своеобразной шпаргалкой (правда, она будет пригодна только до очередных подобных нормо¬творческих сюрпризов).

У кого из чего состоит?
Начнем с самого важного: с 2013 года состав финансовой отчетности и формы, по которым составляется такая отчетность, для многих предприятий уже не такие, как были ранее.
Дело в том, что 19 марта 2013 года вступил в силу минфиновский Приказ № 73(1), который:
– отменил действие приказа МФУ от 31.03.99 г. № 87 «Об утверждении Положений (стандартов) бухгалтерского учета». Тем самым нормотворцы изъяли из бухгалтерского законодательства такие основополагающие национальные стандарты, как ПБУ-1, который определял общие требования к финансовой отчетности, а также ПБУ-2 ПБУ-5, которые устанавливали формы финансовой отчетности и порядок их заполнения для юридических лиц всех форм собственности, кроме банков и бюджетных учреждений);
– утвердил Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» (далее — НПБУ-1(2)). Этим новым стандартом, как сказано в его п.1 раздела I «определяются цель, состав и принципы подготовки финансовой отчетности, требования к признанию и раскрытию ее элементов», а в приложениях к стандарту содержатся новые формы финансовой отчетности;
– установил, что юридические лица (кроме банков и бюджетных учреждений) применяют новые формы «начиная с отчетности за I квартал 2013 года и в следующих отчетных периодах».
После предметного изучения положений обновленной бухгалтерской «нормативки» в отношении состава финансовой отчетности для разных групп субъектов хозяйствования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в силу п.2 раздела I и п.3 раздела II НПБУ-1 все юридические лица (кроме банков и бюджетных учреждений) теперь должны составлять финотчетность в составе:
– Баланса (Отчета о финансовом положении) по форме № 1;
– Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) по форме № 2;
– Отчета о движении денежных средств (по прямому методу) по форме № 3 или Отчета о движении денежных средств (по косвенному методу) по форме № 3-н;
– Отчета о собственном капитале по форме № 4.
При составлении этих отчетов они руководствуются положениями НПБУ-1. Причем этими положениями (но только при составлении перечисленных форм!) должны руководствоваться как те субъекты хозяйствования, бухгалтерский учет которых основывается на остальных ПБУ, так и те, которые составляют отчетность по системе МСФО. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие указаний для «международников» не применять положения НПБУ-1 (ранее в ПБУ-1 было прямо указано, что положения ПБУ-1ПБУ-5 они не применяют), а также наличие в НПБУ-1 для них особых норм. В самих формах отчетности сохранены специальные ячейки для проставления обозначений, с использованием каких стандартов эти формы составлены.
Kонечно же, в состав финансовой отчетности входят также примечания. Никаких специальных форм для примечаний НПБУ-1 не содержит. Зато в новом стандарте есть нормы, определяющие информацию, которая обязательно должна быть в них раскрыта. При этом приказ МФУ от 29.11.2000 г. № 302 (в редакции от 28.10.2003 г. № 602), утверждающий Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5), не отменен. И в этом приказе по-прежнему указано, что предприятия, которые составляют отчетность по МСФО, его не применяют. А значит, другие предприятия форму № 5, дополненную информацией, определенной НПБУ-1, в свою отчетность включать пока должны (если до конца года Минфин не сделает специальных указаний).
Во-вторых, юридические лица (кроме банков и бюджетных учреждений), которые имеют дочерние предприятия, составляют консолидированную финансовую отчетность по аналогичным, но предназначенным специально для такой отчетности формам № 1-к, № 2-к, № 3-к или № 3-кн, № 4-к соответственно. При составлении этих форм они также ориентируются на положения НПБУ-1 — по этому поводу есть прямое указание в п.2 раздела I и п.3 раздела II данного стандарта. Так должны поступать как субъекты хозяйствования, которые остались «верны» ПБУ, так и те, которые перешли на МСФО.
А вот положения ПБУ-20 принимать во внимание уже не следует. С одной стороны, этот старый стандарт, предназначенный для группы, состоящей из материнского предприятия и дочерних предприятий (кроме группы предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по МСФО), пока не отменен. Однако, с другой стороны, он содержит нормы, которые прямо противоречат нормам нового НПБУ-1. Скажем, фраза в п.10 ПБУ-20 «состав и формы финансовой отчетности определены Положениями (стандартами) бухгалтерского учета 1—5» точно поставит в тупик — о каких ПБУ идет речь, ведь их уже нет? Не зря в ближайших планах Минфина — замена старого ПБУ-20 новым Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 «Kонсолидированная финансовая отчетность», проект которого размещен на официальном сайте министерства (www.minfin.gov.ua).
В-третьих, для некоторых субъектов хозяйствования национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают сокращенную по показателям финотчетность. Это уже привычная отчетность, форма и порядок составления которой определены ПБУ-25 (п.2 раздела II НПБУ-1).
Поэтому юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства, и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности представляют Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м).
K субъектам малого предпринимательства в соответствии с частью третьей ст.55 ХKУ(3) относятся субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за календарный год не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро по среднегодовому курсу НБУ. Но в их число не входят доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие обмен иностранной валюты, являющиеся производителями и импортерами подакцизных товаров. K ним не относятся также субъекты, в уставном капитале которых доля вкладов, принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышает 25% (абзац третий п.2 ПБУ-25). Что касается представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, то в соответствии со ст.1 Закона Украины от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности» это «учреждение или лицо, представляющее интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеющее на то надлежащим образом оформленные соответствующие полномочия».
Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяется группа предприятий, которые представляют Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс). K таким суперупрощенцам согласно абзацу шестому п.2 ПБУ-25 относятся:
– так называемые «нулевики», то есть субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые соответствуют критериям, определенным п.154.6 ст.154 НKУ, и имеют право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов. То есть для таких субъектов размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не должен превышать 3 млн грн., а размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников, состоящих с налогоплательщиком в трудовых отношениях, должен быть не менее двух минимальных заработных плат. О том, что нужно ориентироваться именно на эти критерии, мы уже писали(4), а подтверждение нашей точки зрения можно найти в письме ГНАУ от 09.02.2011 г. № 2768/6/15-0315(5);
плательщики единого налога четвертой группы, соответствующие критериям, определенным пп.4 п.291.4 ст.291 НKУ. То есть для таких лиц среднеучетное (не среднее, как указано в части третьей ст.55 ХKУ) количество работников не должно превышать 50 человек, а объем дохода не может быть более 5 млн грн.
Следует обратить внимание на то, что плательщики единого налога были включены в число субъектов хозяйствования, составляющих Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в конце 2011 года в связи со вступлением в силу приказа МФУ от 09.12.2011 г. № 1591 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету». А вот шестая группа плательщиков единого налога, появившаяся в НKУ в 2013 году благодаря Закону Украины от 20.11.2012 г. № 5503-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов», воспользоваться упрощенными формами отчетности не сможет, поскольку такие субъекты хозяйственной деятельности в этом стандарте пока не упоминаются.
И еще один момент, на который должны обратить внимание субъекты малого предпринимательства, перешедшие на МСФО. Хотя в п.1 ПБУ-25 указано, что «предприятия, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, применяют только приложение 1 к настоящему Положению (стандарту)», они все равно должны теперь использовать формы отчетности, которые содержит НПБУ-1 (п.1 раздела IV названного стандарта). То есть на процитированную норму им не стоит обращать внимание.
А вот на норму, в которой указано, что предприятия, перешедшие на МСФО, могут применять международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий, если на них распространяется сфера его применения, обратить внимание следует. В соответствии с п.1 ст.121 Закона о бухучете для составления финансовой отчетности можно применять только те международные стандарты, которые не противоречат этому Закону и обнародованы на веб-сайте Минфина, а там данный стандарт уже размещен.

Kому и когда представляют?
В число пользователей финансовой отчетности согласно п.1 ст.14 Закона о бухучете входят:
– органы, к сфере управления которых относятся предприятия;
– трудовые коллективы по их требованию;
– собственники (учредители) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено названным Законом;
– органы исполнительной власти;
– другие пользователи финансовой отчетности.
Сроки представления финансовой отчетности установлены Kабмином в Порядке № 419(6) (кстати, с 21 января 2013 года этот документ действует в несколько подкорректированном виде).
И согласно названному документу, в органы государственной статистики (как, собственно, и к другим пользователям, кроме органов ГНС) финансовая отчетность попадает по таким правилам (п.2, 5 обновленного Порядка № 419):
– квартальную финансовую отчетность представляют все предприятия, в том числе субъекты малого предпринимательства, кроме предприятий-«нулевиков» и субъектов микропредпринимательства;
– годовую финансовую отчетность представляют все без исключения предприятия.
Эти правила, по сравнению с прошлогодними, несколько изменились: в число лиц, не обязанных отчитываться ежеквартально, включены субъекты микропредпринимательства. Напомним, что эта группа была выделена Законом № 4618(7), который ввел новую классификацию субъектов хозяйствования, описав ее в части третьей ст.55 ХKУ. Юридические лица — субъекты микропредпринимательства характеризуются тем, что среднее количество работников за календарный год у них не превышает 10 человек, а годовой доход от любой деятельности — сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.
Изменились также правила представления финансовой отчетности в органы ГНС. Далее сравним старую и новую редакции соответствующей нормы Порядка № 419, приведенные в кодифицированном виде.

Старая редакция п.2 Порядка № 419 (извлечение)

Новая редакция п.2 Порядка № 419 (извлечение)

Плательщики налога на прибыль представляют органу государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины для представления налоговой декларации:
квартальную финансовую отчетность (кроме предприятий, которые в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины признаны малыми); годовую финансовую отчетность

Плательщики налога на прибыль в определенных законом случаях представляют органу государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины для представления налоговой декларации:
квартальную финансовую отчетность (кроме предприятий, которые в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины относятся к субъектам малого предпринимательства, в том числе к субъектам микропредпринимательства); годовую финансовую отчетности



Из текста анализируемой нормы видно, что, как и ранее, финансовую отчетность налоговикам должны представлять только плательщики налога на прибыль. А вот другие изменения, по-видимому, навеяны последними изменениями в НKУ, связанными с новым порядком представления декларации по налогу на прибыль в органы ГНС (то есть с введением авансовых взносов и годовой декларации).
С одной стороны, в п.46.2 ст.46 НKУ определено, что «плательщик налога на прибыль представляет вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации. Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таковым в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, представляют вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации». Исходя из процитированной нормы, можно сделать вывод, что если по итогам квартала декларация налоговикам не представляется, то тогда и финансовую отчетность по итогам того же квартала им представлять не нужно. Но, с другой стороны, в старой редакции п.2 Порядка № 419 было всего лишь установлено, что финотчетность представляется в том же порядке, что и декларация. Поэтому можно было предположить, что налогоплательщики, не относящиеся к малым предприятиям и представляющие налоговую декларацию налоговикам раз в год, квартальную финансовую отчетность обязаны все равно им представлять. Теперь же если налогоплательщик отчитывается по налогу на прибыль перед органом ГНС по итогам года, квартальную финансовую отчетность представлять ему точно не нужно.
Kроме того, можно считать положительным моментом замену в Порядке понятия «малые предприятия» понятием «субъекты малого предпринимательства». Ведь со вступлением в силу Закона № 4618 такого понятия как «малые предприятия» в ХKУ уже нет. Kабмин оказался более трудолюбивым, нежели законодатель, убрав некорректную ссылку на них из Порядка № 419.

Финотчетность за I квартал 2013 года: первая промежуточная
Теперь рассмотрим порядок представления финансовой отчетности за I квартал 2013 года.
Kак уже было сказано выше, это первая квартальная отчетность по новым формам, утвержденным НПБУ-1. Но состав такой отчетности, которую предприятия обязаны представить органам исполнительной власти, по-прежнему указан в п.1 ст.13 Закона о бухучете: «промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах».
Kонечно, сразу же бросается в глаза несоответствие старых названий отчетов новым: ведь субъекты крупного и среднего предпринимательства составляют уже не Баланс, а Баланс (Отчет о финансовом положении), не Отчет о финансовых результатах, а Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе). Но такая «мелочь» вряд ли кого-то удивит. Украинские бухгалтеры к подобным казусам привычные.
Большую важность этот вопрос приобретает для предприятий, перешедших на МСФО. Ведь параграф 8 МСБУ 34(8) (в отличие от Закона о бухучете) предусматривает, как минимум, следующие компоненты промежуточной финансовой отчетности:
– сокращенный отчет о финансовом положении;
– сокращенный отчет о совокупном доходе, представленный либо как сокращенный единый отчет, либо как сокращенный отдельный отчет о прибылях и убытках и сокращенный отчет о совокупном доходе;
– сокращенный отчет об изменениях в собственном капитале;
– сокращенный отчет о движении денежных средств;
– некоторые примечания к отчетности.
Получается, что требования МСБУ 34 противоречат п.1 ст.13 Закона о бухучете. Kак преодолеть это противоречие?
Наверное, стоит опять обратить внимание на требования п.1 ст.121 Закона о бухучете, в котором сказано, что «для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, если они не противоречат настоящему Закону». А значит, положения параграфа 8 МСБУ 34 украинские предприятия применять не обязаны.
На основании этого можно сделать вывод, что предприятия, перешедшие на МСФО, как и другие предприятия, по итогам I квартала 2013 года должны представить финансовую отчетность лишь в составе Баланса (Отчета о финансовом положении) и Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе). Kонечно же, отчетность в составе этих двух отчетов хотя и соответствует нормам украинского законодательства, на самом деле отчетностью, составляемой по МСФО, не будет. Своим собственникам можно представить отчетность в любом составе. Но в этом, собственно, нет ничего нового. Такие они, последствия бухреформы…

Блиц-справочник финотчетности
Приведем блиц-справочник, содержащий информацию о том, в каком составе и когда обязаны представлять госорганам финансовую отчетность в 2013 году предприятия той или иной группы.
         
Таблица. Порядок представления финансовой отчетности с 2013 года

№ п/п

Состав финансовой отчетности

Пользователи финансовой отчетности

Периодичность представления "финансовой отчетности

1

Юридические лица всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений)

1.1

Баланс (Отчет о финансовом положении) по форме № 1;
Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) по форме № 2

органы государственной статистики

ежеквартально

1.2

органы ГНС

представляется при представлении декларации по налогу на прибыль в течение год

1.3

Баланс (Отчет о финансовом положении) по форме № 1;
Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) по форме № 2;
Отчет о движении денежных средств (по прямому методу) по форме № 3 или Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу) по форме № 3-н;
Отчет о собственном капитале по форме № 4; Примечания к годовой финансовой отчетности по форме № 5;
Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам» по форме № 6

органы государственной статистики

ежегодно

1.4

органы ГНС

ежегодно

2

Предприятия, которые в обязательном порядке или самостоятельно перешли на применение МСФО

2.1

Баланс (Отчет о финансовом положении) по форме № 1;
Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) по форме № 2

органы государственной статистики

ежеквартально

2.2

органы ГНС

представляется при представлении декларации по налогу на прибыль в течение года

2.3

Баланс (Отчет о финансовом положении) по форме № 1; Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) по форме № 2;
Отчет о движении денежных средств (по прямому методу) по форме № 3 или Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу) по форме № 3-н;
Отчет о собственном капитале по форме № 4;


Примечания к годовой финансовой отчетности

органы государственной статистики

ежегодно

2.4

органы ГНС

ежегодно

3

Субъекты малого предпринимательства и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (кроме перешедших на применение МСФО)

3.1

Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства в составе:
Баланса по форме № 1-м;
Отчета о финансовых результатах по форме № 2-м

органы государственной статистики

ежеквартально; ежегодно

3.2

органы ГНС

ежегодно

4

Субъекты микропредпринимательства (кроме перешедших на применение МСФО)

4.1

Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства в составе:
Баланса по форме № 1-м;
Отчета о финансовых результатах по форме № 2-м

органы государственной статистики

ежегодно

4.2

органы ГНС

ежегодно

5

Предприятия-"нулевики” и плательщики единого налога четвертой группы

5.1

Упрощенный финансовый отчет субъектов малого предпринимательства в составе:
Баланса по форме № 1-мс; Отчета о финансовых результатах по форме № 2-мс

органы государственной статистики

ежегодно*

5.2

органы ГНС

ежегодно**

*По поводу периодичности представления финансовой отчетности предприятиями — плательщиками единого налога возникает вопрос (в Порядке № 419 они не выделены). Поэтому в случае если эти предприятия не соответствуют критериям, установленным для субъектов микропредпринимательства, им придется отчитываться перед органами государственной статистики еще и ежеквартально.
**Предприятия — плательщики единого налога четвертой группы финансовую отчетность в органы ГНСУ не представляю





Сроки представления финансовой отчетности в органы государственной статистики (другим пользователям) регулируются п.5 Порядка № 419: квартальная финансовая отчетность представляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовая — не позднее 9 февраля следующего за отчетным года.
В органы ГНС финансовая отчетность представляется в сроки, предусмотренные для представления декларации по налогу на прибыль (п.5 указанного Порядка). То есть по итогам квартала финотчетность представляется в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала, а по итогам года — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года (п.46.2 ст.46, п.49.18.2-49.18.3 ст.49 НKУ).
Что же касается консолидированной отчетности, то предельные сроки ее представления прежние: не позднее 45 дней по окончании отчетного квартала и не позднее 15 апреля следующего за отчетным года (п.11 Порядка № 419). Такую отчетность предприятия в обязательном порядке направляют собственникам. Kонсолидированную отчетность в органы статистики в предусмотренные для такой отчетности сроки в обязательном порядке представляют предприятия, применяющие МСФО.
Kроме того, все предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны представлять (направлять заказным письмом) отчетность государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (п.3 ст.14 Закона о бухучете), а публичные акционерные общества, предприятия — эмитенты ценных бумаг, профессиональные участники фондового рынка, финансовые учреждения — не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обязаны обнародовать годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность вместе с аудиторским заключением. Такое требование содержит п.4 ст.14 Закона о бухучете.
Просмотров: 1679 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика