Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2015 » Март » 17 » И еще раз об уплате военного сбора. Так кто же его все таки платит
09:54
И еще раз об уплате военного сбора. Так кто же его все таки платит

Юровский Борис, "Консультант бухгалтера"
   
   Спешка законодателей порой поражает и особенно если вводится что-то временное да еще и не совсем законными методами. Военный сбор — яркое тому подтверждение. Введен он был в 2014 года в спешном порядке и с очень некорректной даты — 3 августа 2014 года. История его уплаты должна была уже научить чему-то полезному и законодателей, и контролирующие органы. Но не тут то было. Базу налогообложения этим сбором тупо игнорируют, но при этом всячески повторяют насколько этот сбор важен сегодня. Или же это делается сознательно, чтобы недобросовестные плательщики могли воспользоваться правовыми коллизиями и не уплачивать военный сбор с крупных доходов.
   

«Кручу — верчу — тебя закрутить хочу»
   (поговорка наперсточников)


   Меньше всего хотелось бы вступать в полемику с кем бы то ни было по поводу военного сбора. Это правильный «налог». Правильно и то, что привлечь к его участию надо побольше людей — обороноспособность Украины следует постоянно повышать, а для этого нужны большие деньги.
   
   Но сказанное вовсе не означает, что облагаться этим сбором должно «всё подряд» без чётких правил. Действовавшие до 1 января 2015 года правила начисления и уплаты военного сбора были понятны, но не справедливы.
   
   Несправедливы потому, что его уплате привлекались только лица, работающие по найму, а о тех кто живет не с зарплат, а с иных доходов «забыли».
   
   Несправедливость была ещё и в том, военный сбор взимался с доходов низкооплачиваемых работников, которым предоставляется налоговая социальная льгота (НСЛ). Зачем брать деньги с таких людей? Для того чтобы давать им потом дотации и вызывать социальную напряженность?
   
   Доходы социально не защищенных лиц не облагают налогами и сборами — это истина и нет нужды её доказывать.
   
   Внося изменения в НК Украины, законодатель попытался устранить несправедливость, но то ли времени на подготовку качественных норм не хватало, то ли квалификация у законотворцев страдает, то ли «злые силы» вмешались превратить хорошие начинания в свою противоположность.
   
   Не знаю, но только вышла новая редакция п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины куцей, не содержащей прямых ответов на вопрос практиков. Это обстоятельство дало основания мастерам фискальных дел подготовить проект Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц военным сбором (http://sfs.gov.ua/anonsi/8665.html), который «выкрутил» норму НК Украины в худших традициях прошлых лет.
   
   От замысла законодателя, состоящего не только в расширении числа плательщиков и базы налогообложения, но и в учете особенностей налогоплательщиков не осталось и следа.
   
   В этой связи предлагаем читателям свой анализ п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины и вытекающие из него практические выводы.
   
   Пункт 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины определил объектом налогообложения доходы, определенные ст. 163 разд. IV НК Украины. Однако ставки налога (сбора) применяются не к объекту налогообложения, а к базе налогообложения.
   
   Объект налогообложения, согласно ст. 22 разд. I НК Украины — это только «то», с чем налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности, то есть объект не имеет измерителя.
   
   А вот база налогообложения — это физическое, стоимостное или иное характерное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка.
   
   Поскольку в п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины не сказано как определяется база налогообложения, то единственным выводом из этого может быть то, что базой налогообложения является база, которая соответствует объекту налогообложения, определённая в ст. 163 разд. IV НК Украины.
   
   Таким образом, для начисления военного сбора, надо исходить из положений ст. 164 разд. IV НК Украины, которая так и называется «база налогообложения».
   
   Анализ ст. 164 разд. IV НК Украины показывает, что, во-первых, в состав базы налогообложения входят не все виды дохода (перечень таких не включенных в базу налогообложения доходов определен ст. 165 разд. IV НК Украины).
   
   Во-вторых, согласно п. 164.5 ст. 164 разд. IV НК Украины при начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены согласно НК Украины, умноженная на коэффициент, исчисляемый по следующей формуле:
   
   К = 100 : (100 — Сн),
   
   где К — коэффициент;
   
   Сн — ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.
   
   В таком же порядке определяются объект налогообложения и база налогообложения для средств, излишне израсходованных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки.
   
   В-третьих, согласно п. 164.6 ст. 164 разд. IV НК Украины, при начисления доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые согласно закону уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму НСЛ при ее наличии.
   
   При начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму ЕСВ.
   
   В-четвертых, согласно п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины, налогоплательщик имеет право на уменьшение общего налогооблагаемого дохода, полученного от одного работодателя на сумму НСЛ.
   
   В проекте Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц военным сбором перечень доходов, которые включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, фискалы ограничили, то есть решили ст. 164 разд. IV НК Украины применять выборочно (по своему усмотрению).
   
   Так, по мнению фискалов, такой перечень облагаемых доходов определен подпунктами 164.2.1 — 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 разд. IV НК Украины. Кроме того, в этот перечень включаются другие доходы, кроме указанных в ст. 165 разд. IV НК Украины, предусмотренные пп. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164 разд. IV НК Украины.
   
   В ответе на вопрос 2 проекта Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц военным сбором фискалы совершенно безосновательно утверждают, что нормы п. 164.5 ст. 164 разд. IV НК Украины применяются при начислении дохода в любой неденежной форме для определения базы обложения дохода налогом на доходы физических лиц.
   
   Пунктом 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины для военного сбора применение коэффициента, определенного п. 164.5 ст. 164 разд. IV НК Украины, не предусмотрено. А как оно может быть предусмотрено в п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины, если в нем вообще нет и речи о базе налогообложения военным сбором.
   
   Любое игнорирование требований разд. IV НК Украины относительно базы налогообложения НДФЛ и выполнение рекомендаций, предоставленных фискальными органами, приведет к тому, что налоговые агенты вынуждены будут облагать необлагаемую часть дохода (НСЛ, ЕСВ) или же наоборот не облагать доход, который облагается НДФЛ (увеличение базы налогообложения на «натуральный» коэффициент).
   
   Привязка требований пп. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины к уплате военного сбора только к ст. 168 разд. IV НК Украины также способствует целому ряду проблем, так как в этой статье регулируется порядок уплаты НДФЛ не со всех доходов. Есть отдельный порядок уплаты НДФЛ частными предпринимателями на общей системе налогообложения, при продаже недвижимости и т. д.
   
   Однако это тема другой статьи, которая будет уместна после официального опубликования Обобщающей налоговой консультации относительно налогообложения доходов физических лиц военным сбором.
   
   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
   
   НК Украины — Налоговый кодекс Украины   

Категория: Консультации | Просмотров: 826 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика