Бухгалтер24
Информационный бухгалтерский портал

Меню
Реклама
Счетчик
Главная » 2013 » Апрель » 4 » Финансовый мониторинг: когда о наших счетах банк сообщит куда следует и какие госорганы проверят
14:21
Финансовый мониторинг: когда о наших счетах банк сообщит куда следует и какие госорганы проверят
Согласно статье 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента, является банковской тайной. Соответственно, под объекты банковской тайны подпадают параметры банковских счетов и транзакций по ним. При этом каждый из служащих банка подписывает договор о соблюдении банковской тайны.
Тем не менее, существует перечень ситуаций, когда банковская тайна может быть разглашена по результатам решения суда, а также соответствующим органам на их письменный запрос. В частности, среди госорганов, которые имеют право в письменном виде запросить информацию относительно банковского счета, значатся следующие (статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»):
  1. Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Антимонопольный комитет (относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица);
  2. Органы государственной Налоговой службы и Прокуратуры Украины (относительно наличия банковских счетов); Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины;
  3. Государственная служба финансового мониторинга Украины.
Разумеется, «государственной службе финансового мониторинга банк предоставляет информацию о клиентах и их операциях исключительно в рамках Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», – уточнила Наталья Замула, начальник отдела финансового мониторинга Банка Кипра .
Среди документов, которые банк обязан предоставить по требованию специально уполномоченных органов значатся «копии первичных документов, на основании которых были проведены такие операции, сведения об их участниках, а также другая информация, в том числе та, что составляет банковскую или коммерческую тайну», – обозначила Наталья Макар, директор департамента финансового мониторинга Пивденкомбанка.

При этом каждому банку запрещено подавать информацию о клиентах других банков, даже если их имена упомянуты в документах, соглашениях и операциях.

Кроме того, «финансовый мониторинг подразделяется на обязательный (критерии четко определены законодательством) и внутренний, который состоит в самостоятельной оценке субъектом первичного финансового мониторинга (к которым относятся и банки) критериев риска и подозрительности операции», – поясняет Екатерина Гутгарц, юрист адвокатского бюро «АБГ» .
Что касается обязательного финансового мониторинга,то согласно статьям 14 и 15 Закон Украины № 2258-VI от 18.05.2010 года «О внесении изменений к закону «О противодействии легализации (отмыванию) прибыли, полученной преступным путем» (далее – Закон), ему подлежат операции по зачислению наличных средств на сумму 150 тысяч гривен и более, или эквивалентную сумму в иностранной валюте (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры – 13 тысяч гривен) и имеет один или более из признаков, которые указывают на рисковые операции (перечислены в статье 15 Закона).

«Операции по зачислению наличных средств на сумму 150 тысяч гривен и более подлежат обязательному финансовому мониторингу, если происходит их дальнейшее перечисление в этот же или следующий операционный день другому лицу. Таким образом, только при совокупности не менее двух условий (зачисления и дальнейшего перечисления средств другому лицу) такие операции будут подлежать обязательному финансовому мониторингу» – уточняет Наталья Замула.
 
Что касается физических лиц-предпринимателей, обязательному финансовому мониторингу со стороны банков подлежат счета организаций, которые проводят свою деятельность не более трех месяцев со времени регистрации, при этом осуществляя денежные переводы в размере более чем 150 тысяч гривен.
Сразу возникает вопрос: какие действия предпримет банк в отношении клиента, который осуществляет несколько транзакций на суммы, скажем, 148 тысяч гривен за каждую транзакцию? Ответ прост и неумолим: «В случае «дробления» клиентом суммы операции с целью избегания операции финансового мониторинга – информация о такой операции должна передаваться в Государственную службу финансового мониторинга Украины», – расставил точки над i Алексей Бережной, начальник департамента наблюдения за нормативно-правовой ответственностью и финансового мониторинга Укрсоцбанк, UniCredit Bank ™ .
«В процессе анализа таких операций, прежде всего, выясняется, имеет ли право компания проводить операции такого рода, изучается их суть и цель, имеют ли они экономический смысл. С этой целью банк может обратиться с просьбой к клиенту о предоставлении документов, подтверждающих целесообразность таких операций, и клиент обязан их предоставить. Отказ клиента в предоставлении подтверждающих документов является определенным фактором «подозрительности» операции», – уточнила Инна Тараненко, начальник управления финансового мониторинга Укринбанка .
Согласно статье 8 Закона иные (небанковские) субъекты первичного финансового мониторинга обязаны отслеживать операции, которые имеют следующие характеристики:
- нотариальные удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества – при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400 000 гривен в любой валюте;
- операции по осуществлению расчетов по внешнеэкономическим контрактам – если условиями договора (контракта) определено, что предоставление услуг, а также поставки товаров, работ осуществляются за пределами таможенной территории Украины;
- операции по получению, уплате или переводу страхового (перестраховочного) платежа (страхового взноса, страховой премии) – если они проводятся на сумму, равную или превышающую 150 000 гривен в любой валюте;
- выигрыш в лотерею, приобретение фишек, жетонов – если сумма, на которую это проводится, равняется или превышает 13 000 гривен в любой валюте.
В отличие от обязательного финансового мониторинга, внутренний финансовый мониторинг операций учреждение – в первую очередь, банк – может проводить независимо от суммы. Кроме основных критериев, которые изложены в статье 16 Закона, банки разрабатывают собственные механизмы для выявления операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств.

В целом, оценка риска операции идентифицируется относительно множества критериев, таких как «тип клиента, географическое расположение страны регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, и вид товаров и услуг», – объяснил Алексей Бережной.

Эксперт Укринбанка по нашей просьбе детально перечислила критерии рисковых транзакций:
1. Риск клиента – в случае, если в транзакциях упоминается лицо, местом проживания (пребывания или регистрации) является:
- государство, в котором не применяются или применяются не в достаточном объеме, рекомендации Группы FATF и других международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;
- государство, отнесенное Кабинетом Министров к оффшорным зонам;
- государство, поддерживающее терроризм.
2. Риск по типу клиента, в случае, если:
- клиент отказывается предоставить какую-либо информацию на запрос банка;
- по такому клиенту приходили запросы на предоставление информации от специально уполномоченного органа;
- компания имеет учредителей или руководителей, возраст которых не позволяет в полной мере заниматься активной предпринимательской деятельностью (слишком молодые или достаточно пожилые: моложе 20 лет, или старше 70);
- компания имеет небольшой период существования (до одного года) или незначительный уставной капитал, а проводит финансовые операции в значительных суммах.
3. Риск операции, в случае если:
- у компании операции с наличными средствами составляют более 75% всех операций;
- компания проводит операции с векселями;
- у компании единоличный учредительный и руководящий состав;
- компания имеет структуру, которая усложняет процесс идентификации настоящего собственника или выгодополучателя.
- предприятия, у которых очевидное несоответствие назначений входящих/исходящих платежей (например, клиенту приходят платежи за автозапчасти, а он в полном объеме делает перечисления за кондитерские изделия).
- другие.
Отношения в сфере финансового мониторинга также регулируются международными Конвенциями и другими правовыми актами (весь список нормативных актов вы найдете на Официальном сайте НБУ в разделе «Финансовый мониторинг» ). Среди них главным документом являются «Сорок рекомендаций в отношении разработки финансовых мероприятий в процессе борьбы с отмыванием денег (FATF )».

Что касается «подозрительных» государств – если не хотите потерять конфиденциальность счета своей компании – стоит просмотреть перечень стран, входящих в «черный» список FATF и, по возможности, отказаться от сотрудничества с контрагентами из них. Или же осуществлять расчеты посредством банков-посредников.

К таким «странам под подозрением» по данным весны 2013 года относились:
  1. Вторая группа классификатора (страны, которые частично не выполняют требования международной организации): Антигуа и Барбуда, Азербайджан, Боливия, Греция, Индонезия, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Парагвай, Катар, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Судан, Сирия, Тринидад и Тобаго, Таиланд, Турция, Йемен;
  2. Третья группа классификатора (страны, полностью не выполняющие требования): Ангола, КНДР, Эквадор, Эфиопия, Пакистан, Туркменистан, Сан-Томе и Принсипи;
  3. К четвертой группе классификатора (применяются санкции) сейчас относится лишь Иран, время от времени туда возвращается из третьей группы и Северная Корея.
«Помимо того, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания полагать, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма – то внутренний финансовый мониторинг проводится также относительно других финансовых операций, в уточнении которых возникла необходимость», – уточнила Екатерина Гутгарц.

После выявления операции юрлица, подлежащей финмониторингу, банковские сотрудники обязаны провести идентификацию их владельцев, которая включает в себя следующие аспекты: местонахождение; реквизиты свидетельства о государственной регистрации и органа, который его выдал; сведения об органах управления компании и их составе, о владельцах существенного участия в юридическом лице, о контролерах юридического лица; идентификационный код компании согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета.
«Банк имеет право отказаться проводить финансовую операцию, в случае, если она имеет признаки таковой, которая подлежит финансовому мониторингу. В таком случае, учреждение обязано передать информацию Государственной службе финансового мониторинга Украины на протяжении одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа», – прокомментировал профильный сотрудник Укрсоцбанка.
Напоследок отметим, что информация о депозитах, счетах, транзакциях клиентов (в том числе информация, содержащая банковскую тайну) может быть раскрыта банком – для этого достаточно всего лишь письменного запроса Госфинмониторинга или же прокуратуры, СБУ, МВД, Антимонопольного комитета, налоговых органов, исполнительной службы.

Мнение эксперта

Инна Тараненко, начальник управления финансового мониторинга Укринбанка

Первой из трех фаз процедуры отмывания денег является, так называемое «размещение». А одним из приемов «размещения» считается структурирование средств – то есть искусственное дробление финансовых операций на несколько единичных с использованием как дробления сумм, так и задействования нескольких счетов. Поэтому обнаружение финансовых операций такого характера сразу приводит к тому, что мы (управление мониторинга банка – Ред.) уделяем им определенное внимание.

Екатерина Гутгарц, юрист адвокатского бюро «АБГ»

Банк обязан отказаться от установления деловых отношений или проведения финансовой операции в случае, если осуществление идентификации клиента в соответствии с требованиями законодательства является невозможным, за исключением операций по зачислению средств, которые поступают на счет такого клиента. В таком случае субъект первичного финансового мониторинга обязан в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа, сообщить специально уполномоченному органу (Государственная служба финансового мониторинга) о проведении таких операций и лицах, которые имеют или имели намерение провести их.
Просмотров: 2562 | Добавил: Pantevg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:










Сайт для бухгалтеров и начинающих предпринимателей © 2024
Яндекс.Метрика